По новостным порталам радостно прошелестела новость: будем теперь засаживать Россию новой культурой — мискантусом. Что за зверь такой, этот мискантус?
Внешне — похож на камыш. У многих дачников в ландшафтном дизайне живет мискантус, он выглядит симпатично и неприхотлив. Относится к злаковым, а в ближайших родственниках у мискантуса сахарный тростник и кукуруза, которую во времена Хрущева уже нарекали «царицей полей». Только — вот незадача — у мискантуса плодов-то никаких нет! Многолетний сорняк, зачем его специально высаживать ? Оказывается, на мискантус возлагают амбициозные надежды: насытить рынок целлюлозой. Целлюлоза сегодня — это не только бумага и всевозможная упаковка, это еще и составляющая строительных материалов, тканей, бытовой химии, пластмассы. Но сегодня поставщик целлюлозы — это древесина и хлопок.
Лес, который дает около 40 тонн целлюлозы с гектара, будет расти лет 70. А незамысловатый мискантус с гектара даст от 4 до 8 тонн целлюлозы, но каждый год! А земли-то мискантус займет самые что ни на есть бросовые. Заболоченные почвы, целина, где все равно ничего путного не растет. Срок жизни плантации — около 30 лет: один раз посадил и потом три десятка лет только пользуешься.
В Подмосковье уже есть экспериментальная плантация мискантуса и завод по его переработке. Сейчас в планах внедрить «чудо-камыш» в Новосибирской области, далее — везде…Но, знаете, я человек скептичный в некоторых вопросах. Был, помимо «невыстрелившей», но вполне себе мирной кукурузы, еще один проект — борщевик Сосновского. Его хотели использовать как идеальную кормовую культуру для скота и заселили этим борщевиком огромные территории. А потом оказалось, «что-то пошло не так» и скот жевать борщевик отказывается, а если с голодухи и ест, то молоко потом горькое. Забросили проект. Только вот сам борщевик уже пошел в наступление. Едешь по трассе, а по обочинам высится он, Кощей, ой, борщевик, бессмертный. Его свойства ведь «усиливали» в нескольких НИИ! И вывели неубиваемое растение, семена которого хранятся в почве десятилетиями в ожидании благоприятных условий. Тоже ведь какая-то «светлая голова» думала, что будет лучше. А получилось экологическое бедствие.
Я несколько лет борюсь вот этими вот руками с борщевиком возле моего дачного поселка и хочу сказать, что это просто какая-то лернейская гидра, которой отсекаешь голову, а она тут же отращивает десяток новых. Да-да, ученые с горящими глазами говорят, что мискантус не размножается семенами и дополнительные плантации захватить не сможет. Но ведь уже ведутся генетические работы, позволяющие сделать мискантус еще более удобным и полезным! Природа поселила мискантус на землях Азии, Африки и Австралии. Но человек, конечно, потащил «хорошенький камышик» сначала на свои приусадебные участки, а теперь уже подумывает, как бы высаживать его в промышленных масштабах. Целлюлоза — это, конечно, хорошо, и я двумя руками за то, чтобы лес не вырубали. Но как же страшно, что человек принимает на себя функции бога и природы, с уверенностью переносит культуры с континента на континент… А потом в итоге признает: да, ошибочка вышла. Где «авторы» идеи проекта с борщевиком Сосновского? Их уже не призвать к ответу. Функционировали целые НИИ, писались научные работы, были серьезные обоснования — как без них. Безбрежные поля отвратительного борщевика с нагло цветущими белыми шапками сейчас злорадно смеются и говорят что-то вроде: «Гладко было на бумаге, но забыли про овраги».
Эксклюзивы "Вечерней Москвы"
«Мне не стыдно ни за один день»: Николай Цискаридзе — об уходе со сцены, сомнениях и студентах