Adventures of art in 20th century
Текст: Галина Мумрикова
Восхищение западным искусством – так назвали кураторы вторую часть экспозиции. Во второй половине XIX века западная художественная цивилизация проникла в Японию, в которой начались серьезные преобразования в искусстве. В 1889-м была основана Школа изящных искусств (сейчас Токийский университет искусств). Его руководителем был назначен Сэйки Курода, вернувшийся после учебы в Париже. В 1896-м была образована кафедра западной живописи. Западное искусство активно внедрялось, и японцы восхищались красками и смелой манерой письма Сезанна, Матисса, Ван Гога.
В этой части экспозиции показаны некоторые работы западных художников, оказавших влияние на художественные предпочтения японских живописцев. Работы представлены из двух коллекций: несколько полотен из музея Кумамото, который расположен на территории замка Кумамото в провинции Хиго, больше известный как «замок гинкго». (здание музея спроектировал ученик Де Корбюзье архитектор Маэкава Кунио). Остальные картины – из Национального музея современного искусства Токио.
На полотне Ренуара (1843-1919) из коллекции музея Кумамото – одна из многочисленных молодых особ в шляпке (их даже называют «ренуаровскими»). Картины художника разбросаны по всему миру, искусствоведы беспрерывно составляют топы его лучших работ. Бесполезное, к слову сказать, занятие. Время проходит, Ренуар остается. Без всяких топов – просто Ренуар.
Родом из Бордо Андре Лот (1885-1862) увлекался и фовизмом, и кубизмом и даже открыл на Монпарнасе свою художественную школу. Преподавал, писал книги по искусству, в частности, трактаты, а в 1950-е годы был президентом Международной ассоциации художников, граверов и скульпторов при Юнеско. Взгляните, как сильно отличается его Маргарита от юной девушки, написанной Ренуаром.
Впрочем, одним из главных фовистов Франции считается Морис Вламинк (1876-1958), который был без ума от Ван Гога и который участвовал в 1905 году в «Осеннем салоне»: на этом салоне все художники-участники подверглись жесточайшей критике. За три года до начала первой мировой войны в Нью-Йорке в Институте Карнеги состоялась его персональная выставка. Во время второй мировой войны Вламинк встал в ряды Лиги антифашистов.
Анри Матисс (1869-1965) тоже участвовал в показе картин в 1905 году, когда один из критиков сказал, что их (Матисса, Вламинка и Дерена) мазня – это «горшок краски, брошенный в лицо общественности». С высоты сегодняшнего дня такие слова кажутся диким.
Судьба еще одного французского художника-примитивиста Анри Руссо (1844-1910), сына жестянщика, служащего акцизного управления, трагична. Два раза вдовел, терял детей. По сути, он нигде не учился живописи, а рисовал по наитию. Над ним смеялись, пока… Пока все на том же Осеннем салоне в Париже в 1905 году он не выставил свою картину «Голодный лев». Его стали покупать, его полюбил Пабло Пикассо, который уже после смерти Руссо организовал в память о нем ретроспективный показ его работ.
Известный своими пейзажами-галлюцинациями, французский художник-самоучка Ив Танги (1900-1955) вобрал в свое творчество что-то от Кирико (который его поразил и с которого и началось творчество Танги), что-то от Магритта, что-то от Миро – со всех понемножку. Его фантомы, штормы, всякие непонятные предметы всегда будили воображение критиков, которые наперебой называли его вторым Дали. Вопрос только в том – как, не имея академического образования, он видел перспективу и чувствовал цвет, как?
Курт Швиттерс (1887-1948) окончил Дрезденскую академию художеств, увлекался всеми модными художническими течениями, которые бытовали в его время, но больше всего ему нравился всякий хлам, из которого он собирал коллажи. Он сам назвал свой стиль – Мерц, провозглашая равенство всех материалов (издавал даже журнал с таким да же названием). А еще он писал стихи и музыку и всегда был вне политики.
Полотно Пабло Пикассо (1991-1973) «Пляж в Гаруп» - это продолжение серии пляжных картин, которую художник начал еще в 1920-х, как напоминание о своих экскурсиях по пляжу вместе с американскими друзьями и женой Ольгой Хохловой.
Испанец Хуан Грис (1887-1927) всегда «крутился» в среде художественной богемы. Первый раз он приехал в Париж с 16 франками в кармане, но тут же познакомился и с Модильяни, и с Пикассо, и с Матиссом, и другими. Модильяни написал портрет Гриса. Хуан Грис увлекался модерном, но потом перешел к кубизму, а излюбленным жанром художника стал натюрморт. В 27 лет у Гриса состоялась первая персональная выставка в Париже. Он иллюстрировал книги Аполлинера, сотрудничал с Дягилевым. Умер Грис в 40 лет в страшной нищете. В 1985 году на родине состоялась масштабная ретроспективная выставка художника. А сейчас на аукционах картины Гриса бьют рекорды.
Как попали в Национальный музей современного искусства полотна Кандинского и Шагала – неизвестно. Скорее всего, были куплены на аукционах, поскольку из некоторых источников известно, что находились они в частных коллекциях.
Продолжение следует
#искусство#современное искусство#выставки#художественный музей Такамацу#современное искусство Японии в ретроспективе#