Найти тему
Around Art

Ретроспектива современного искусства Японии в художественном музее Такамацу. Ч.2

Adventures of art in 20th century

Текст: Галина Мумрикова

Восхищение западным искусством – так назвали кураторы вторую часть экспозиции. Во второй половине XIX века западная художественная цивилизация проникла в Японию, в которой начались серьезные преобразования в искусстве. В 1889-м была основана Школа изящных искусств (сейчас Токийский университет искусств). Его руководителем был назначен Сэйки Курода, вернувшийся после учебы в Париже. В 1896-м была образована кафедра западной живописи. Западное искусство активно внедрялось, и японцы восхищались красками и смелой манерой письма Сезанна, Матисса, Ван Гога.

Фойе Художественного музея Такамацу
Фойе Художественного музея Такамацу

В этой части экспозиции показаны некоторые работы западных художников, оказавших влияние на художественные предпочтения японских живописцев. Работы представлены из двух коллекций: несколько полотен из музея Кумамото, который расположен на территории замка Кумамото в провинции Хиго, больше известный как «замок гинкго». (здание музея спроектировал ученик Де Корбюзье архитектор Маэкава Кунио). Остальные картины – из Национального музея современного искусства Токио.

Пьер-Огюстр Ренуар. Молодая девушка с корсажем, 1900, холст, масло. Музей Кумамото
Пьер-Огюстр Ренуар. Молодая девушка с корсажем, 1900, холст, масло. Музей Кумамото

На полотне Ренуара (1843-1919) из коллекции музея Кумамото – одна из многочисленных молодых особ в шляпке (их даже называют «ренуаровскими»). Картины художника разбросаны по всему миру, искусствоведы беспрерывно составляют топы его лучших работ. Бесполезное, к слову сказать, занятие. Время проходит, Ренуар остается. Без всяких топов – просто Ренуар.

Андре Лот. Маргарита в соломенной шляпе, 1920-1929, холст, масло. Музей Кумамото
Андре Лот. Маргарита в соломенной шляпе, 1920-1929, холст, масло. Музей Кумамото

Родом из Бордо Андре Лот (1885-1862) увлекался и фовизмом, и кубизмом и даже открыл на Монпарнасе свою художественную школу. Преподавал, писал книги по искусству, в частности, трактаты, а в 1950-е годы был президентом Международной ассоциации художников, граверов и скульпторов при Юнеско. Взгляните, как сильно отличается его Маргарита от юной девушки, написанной Ренуаром.

Морис Вламинк. Берег озера, 1912, холст, масло. Музей Кумамото
Морис Вламинк. Берег озера, 1912, холст, масло. Музей Кумамото

Впрочем, одним из главных фовистов Франции считается Морис Вламинк (1876-1958), который был без ума от Ван Гога и который участвовал в 1905 году в «Осеннем салоне»: на этом салоне все художники-участники подверглись жесточайшей критике. За три года до начала первой мировой войны в Нью-Йорке в Институте Карнеги состоялась его персональная выставка. Во время второй мировой войны Вламинк встал в ряды Лиги антифашистов.

Анри Матисс. Рене. Зеленая гармония, 1923, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио
Анри Матисс. Рене. Зеленая гармония, 1923, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио

Анри Матисс (1869-1965) тоже участвовал в показе картин в 1905 году, когда один из критиков сказал, что их (Матисса, Вламинка и Дерена) мазня – это «горшок краски, брошенный в лицо общественности». С высоты сегодняшнего дня такие слова кажутся диким.

Анри Руссо Свобода приглашает художников принять участие в 22 выставке общества независимых художнимков, 1905-1906, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио
Анри Руссо Свобода приглашает художников принять участие в 22 выставке общества независимых художнимков, 1905-1906, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио

Судьба еще одного французского художника-примитивиста Анри Руссо (1844-1910), сына жестянщика, служащего акцизного управления, трагична. Два раза вдовел, терял детей. По сути, он нигде не учился живописи, а рисовал по наитию. Над ним смеялись, пока… Пока все на том же Осеннем салоне в Париже в 1905 году он не выставил свою картину «Голодный лев». Его стали покупать, его полюбил Пабло Пикассо, который уже после смерти Руссо организовал в память о нем ретроспективный показ его работ.

Ив Танги  Уши глухого, 1938, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио
Ив Танги Уши глухого, 1938, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио

Известный своими пейзажами-галлюцинациями, французский художник-самоучка Ив Танги (1900-1955) вобрал в свое творчество что-то от Кирико (который его поразил и с которого и началось творчество Танги), что-то от Магритта, что-то от Миро – со всех понемножку. Его фантомы, штормы, всякие непонятные предметы всегда будили воображение критиков, которые наперебой называли его вторым Дали. Вопрос только в том – как, не имея академического образования, он видел перспективу и чувствовал цвет, как?

Курт Швиттерс From E.+E.Schwitters, 1947, коллаж на бумаге. Национальный музей современного искусства в Токио
Курт Швиттерс From E.+E.Schwitters, 1947, коллаж на бумаге. Национальный музей современного искусства в Токио

Курт Швиттерс (1887-1948) окончил Дрезденскую академию художеств, увлекался всеми модными художническими течениями, которые бытовали в его время, но больше всего ему нравился всякий хлам, из которого он собирал коллажи. Он сам назвал свой стиль – Мерц, провозглашая равенство всех материалов (издавал даже журнал с таким да же названием). А еще он писал стихи и музыку и всегда был вне политики.

Пабло Пткассор Поляж в Гаруп, 1955, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио
Пабло Пткассор Поляж в Гаруп, 1955, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио

Полотно Пабло Пикассо (1991-1973) «Пляж в Гаруп» - это продолжение серии пляжных картин, которую художник начал еще в 1920-х, как напоминание о своих экскурсиях по пляжу вместе с американскими друзьями и женой Ольгой Хохловой.

Хуан Грис Геридон, 1921, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио
Хуан Грис Геридон, 1921, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио

Испанец Хуан Грис (1887-1927) всегда «крутился» в среде художественной богемы. Первый раз он приехал в Париж с 16 франками в кармане, но тут же познакомился и с Модильяни, и с Пикассо, и с Матиссом, и другими. Модильяни написал портрет Гриса. Хуан Грис увлекался модерном, но потом перешел к кубизму, а излюбленным жанром художника стал натюрморт. В 27 лет у Гриса состоялась первая персональная выставка в Париже. Он иллюстрировал книги Аполлинера, сотрудничал с Дягилевым. Умер Грис в 40 лет в страшной нищете. В 1985 году на родине состоялась масштабная ретроспективная выставка художника. А сейчас на аукционах картины Гриса бьют рекорды.

Василий Кандинский Целое, 1942, холст, масло. Национальныйы музей современного искусства в Токио
Василий Кандинский Целое, 1942, холст, масло. Национальныйы музей современного искусства в Токио
Марк Шагал Двое, 1976-1977, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио
Марк Шагал Двое, 1976-1977, холст, масло. Национальный музей современного искусства в Токио

Как попали в Национальный музей современного искусства полотна Кандинского и Шагала – неизвестно. Скорее всего, были куплены на аукционах, поскольку из некоторых источников известно, что находились они в частных коллекциях.

Продолжение следует

#искусство#современное искусство#выставки#художественный музей Такамацу#современное искусство Японии в ретроспективе#