С интересных сторон открываются дети на уроках английского, когда проходим, например, тему "Домашние обязанности". Сразу видно, кого как воспитывают в семье. Некоторые даже перевести фразы со словами "бельё", "одежда", "посудомойка" не могут. Казалось бы, что можно такого особенного делать с одеждой. Ну гладить, развешивать сушиться, убирать в шкаф, наконец. Думает, думает сидит. "Стирать" - скажет. Остальное с трудом, даже с моими подсказками. Почему так сложно ученику? Да потому что не делал никогда этих вещей дома. Начинаешь спрашивать, какие обязанности, часто слышу, что никаких! Вообще никаких! Мама всё делает. Потому что ему некогда, у него школа, спорт, уроки.
А бывает иначе. Один мой ученик и рад бы маме помочь, да мама не даёт. У неё уже либо всё сделано, либо она сама всё сделает, потому что мальчишка сделает медленно или плохо. Маму эту знаю лично. Она любит посетовать, как никто ей не помогает и не ценит то, что она делает для семьи. В общем, противоречит сама себе. Но на любые доводы против придумает кучу оправданий в пользу того, от кого она хочет помощи и признания.
Интересно, что девочки чаще вовлечены в работу по дому, чем мальчики. И девочки, конечно, всякие бывают, но среди моих учеников девчонки чаще рассказывают о том, что убирались, мыли посуду, готовили еду. И всегда называют больше обязанностей, которые они выполняют по дому. Кстати, когда начинаем говорить про то, у кого из членов семьи какие обязанности, у пап неизменно оказывается меньше дел по дому, чем у мам. Да и проще они: папы выносят мусор, пылесосят, могут помыть посуду. Всё остальное на мамах.
Когда мои подруги и знакомые начинают говорить, что их дети ничего не делают по дому, я в первую очередь спрашиваю, а что именно сама мама сделала, чтобы приучить ребёнка к уборке и домашним обязанностям. Ничего не берётся само по себе. Ребёнок, которому не давали мыть за собой посуду, потому что "моет грязно и долго", собирали за ним игрушки и одежду, потому что "самой быстрее" и тп, не начнёт в одночасье делать это сам. Я не знаю ни одного подростка, которому бы нравилось протирать пыль на полках или мыть за собой посуду. Да и взрослых таких не знаю. Я и сама не из тех, кто будет мыть пол или окна только потому, что захотелось. Мне не захочется никогда. Но я знаю слово "надо". А оно напрямую связано с дисциплиной. Детей нужно приучать к обязанностям. Именно приучать, последовательно и методично. Не так, как мой муж, к примеру, который вдруг увидит немытую тарелку и начинает кричать, чтобы немедленно эту тарелку помыли. А методично, раз за разом повторяя, напоминая, добиваясь, чтобы сын взял эту тарелку, отнес из комнаты на кухню и помыл. И заставлять, проследить, где-то уговорить, а в конце проконтролировать. То есть прикладывать усилия. А это ох как сложно. Мало сказать, и даже поорать, нужно именно приложить усилия, напрягаться. А вот тут многие родители сдаются. Кому-то проще сделать самому, кому-то обвинить другого в том, что не научил- не привил - не воспитал, кому-то устраивать скандалы и опять-таки делать всё самому. А приучение к дисциплине - дело такое: как только дашь слабину, начинай всё сначала.
Ну и личный пример и самодисциплина родителей, конечно, не последние вещи в воспитании детей. Дети не будут убирать за собой и заправлять кровати, если этого не делают родители. Хочешь чему-то научить или от чего-то отучить - делай так сам прежде всего.
Я тоже периодически воюю с детьми за чистоту и порядок, слежу, приучаю, требую. Но и слабину могу дать, а потом злюсь. Но я заметила, что сыновья быстрее реагируют на просьбу помочь убрать дом или приготовить еду, нежели на категорическое требование в повелительном наклонении типа " Помой посуду!" Когда я обращаюсь к сыну вот так: "Ты можешь помочь мне убраться на кухне?", он всегда быстро откликается и делает то, что прошу. А если просьба звучит как приказ, то будет всячески оттягивать выполнение дела.
В общем, к чему я всё это написала? Обязанности по дому - это не только помощь родителям, это в первую очередь помощь самому ребёнку. Ведь будучи приученным выполнять дела по дому, он вырастет подготовленным к жизни человеком, имеющим понимание того, что никто не обязан его обслуживать, а значит и в будущей семейной жизни у него будет меньше конфликтов на бытовой почве.