В этот февральский день 1944 года южнее Нарвы на участке фронта 1074 полка 314 стрелковой дивизии стояло редкое затишье. И вдруг пришла команда «к бою». Красноармейцы приготовились к очередной атаке гитлеровцев. Но всё вышло неожиданно по-другому.
Без всякой огневой подготовки немцы стали «вываливаться» из кустарника на своей стороне и поползли в советскую сторону. Наши изготовились стрелять. Но раньше них огонь начался со стороны немецких окопов…по своим. Комполка решил прикрыть перебежчиков артиллерией. Рявкнула наша пушка. Немцы на некоторое время замолкли. И в это время перебежчики рванули в нашу сторону бегом. Несли и раненых.
Это оказалась группа грузин, которые прошли плен. Их использовали на работах в 191 немецком рабочем батальоне под Нарвой. И они воспользовались случаем бежать к своим. Возрастные мужики и совсем молодые ребята плакали, рассказывая, как им удалось сбежать.
Организовал и придал смелости им Григорий Васильевич Элбакидзе. Попав в плен тяжело раненым в 1942 году, он создал в грузинском отряде группу подпольщиков «Патриот». Рассказывал своим землякам, как хитро немцы пытаются их обмануть. Вожаки подпольщиков готовили людей к переходу через фронт к своим. Но, к сожалению, на работы взяли не всех.
Элбакидзе с горечью рассказал в отделе контрразведки 2 ударной армии о том, что за линией фронта осталось много таких как он, мечтающих сбежать. Но теперь уже их точно не выпустят. В ответ чекисты спросили, решиться ли он вернуться к немцам, чтобы помочь своим. Он согласился.
Через два дня Григорий Васильевич уже стоял перед немецкими офицерами и доказывал, что он просто отстал, заблудился и наконец вышел «к своим». Ничего лучше, к сожалению, придумать было невозможно.
Сначала немцы допрашивали его в ближайшем штабе, потом им занялся известный своей жестокостью фон Бремен из абвергруппы-312, затем переправили в отделение Тайной полевой полиции. «Физические методы воздействия» применялись везде, с всё большей интенсивностью. В камеру один за другим подсаживали провокаторов. Элбакидзе выдержал 3 месяца кошмара, потом всё прекратилось.
Убедившись, что он действительно «ненавидит советскую власть», грузина отправили во Францию. Именно там, в городке Кастрэ формировался «грузинский легион». Организация подпольщиков не умерла, и Элбакидзе со всей активностью и осторожностью включился в работу. С помощью французских партизан (маки) готовили восстание. Создавали небольшие группы для будущего перехода к ним.
Элбакидзе рассказывал грузинам, что на самом деле происходит на фронте, как и за что воюет Красная Армия и нацисты. В июле 1944 года к партизанам ушло 150 человек. Через месяц в разное время ещё несколько групп. Вместе с ними ушёл и Григорий Васильевич.
Теперь в рядах французов был целый полк из советских бойцов. Вскоре после освобождения Парижа в праздник 7 ноября Элбакидзе появился в советской военной миссии и открыл информацию о том, что он советский разведчик. К началу следующего года он уже докладывал в Управлении контрразведки Ленинградского фронта. Сообщил важнейшие сведения о том, как, где и для чего гитлеровцами создаются национальные формирования. Передал данные на участников таких формирований. Рассказал всё, что знал об абвергруппе-312 и её действиях.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
Разведчик был награждён Орденами Отечественной войны I и II степени. В 1973 году в Ленинграде красные следопыты одной из школ организовали встречу ветеранов военных спецслужб и разведчиков. Там были многие, кто работал в особых отделах и в тылу врага на благо Родины. После этого до конца жизни Григорий Васильевич Элбакидзе прожил в своей родной Грузии.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.