Речь- высшая нервная функция. Каждый родитель с нетерпением ждет от своего малыша первых слов. К сожалению, некоторым жать приходится слишком долго, а кто-то так и не услышит первые осознанные слова. Давайте развираться в основных причинах отсутствия речи у детей.
Всех неговорящих детей можно разделить на две большие группы.
Дети-моторники ведущим нарушением которых является поражение сферы произношения. Отличительная черта данных малышей способность понимать речь. Про такого ребенка часто говорят: "Все слышит, на речь реагирует, но ничего не говорит".
Если взять механизмы возникновения моторных проблем, то тут можно выявить следующие нарушения:
1) Дизартрия и дисфагия- две грубые патологии. Дисфагия, как нарушение глотание более выраженный, комплексный недуг, затрагивающий не только систему речевого аппарата, но и дыхательную, а иногда и пищеварительную системы. Дизартрия нарушение попроще, но не менее сложное. Часто остаток дисфагии переходит в бульбарные и псевдобульбарные формы дизартрии поражая корень языка. Дизартрия присуща практически всем детям, страдающим детским церебральным параличом. Как и при любой работе с пораженной мышцей дизартрия требует постоянной разработки. Применяют здесь массаж ручной и зондрвый. Крайне важна регулярность работы. При выраженных формах дизартрии без поддерживающих процедур ребенок может откатиться в произносительной функции и утратить речь. Поддерживающий массаж при Дизартрии грубой формы необходим не реже раза в три месяца. При работе на динамику курсы массажа должны идти от 10 до 45 дней с перерывами не более двух недель до выхода в речь.
2) Второй моторной проблемой можно назвать апраксию и диспраксию. Заболевания эти равнозначны и отличаются лишь моментом возникновения. Апраксию относят к неврологии, причиной ее считается органическое поражение головного мозга. Дисфазию относят в психиатрию и выставляют, когда в анамнезе ребенка органики нет. Так или иначе механизм у нарушений идентичен. Ребенок утрачивает способность целенаправленной артикуляции, при сохранении ее произвольной функции. Говоря простым языком, он может облизать губы, или дотянуться языком до носа, но делает это не по желанию, а произвольно. Сформировать целенаправленный жест ему крайне сложно. При грубой форме заболевания дети не могут целенаправленно произносить даже гласные звуки, при менее выраженной с трудом сливают звуки в слоги, а слоги в слова. Кому присуща данная патология? Апраксию и диспраксию рассматривают как отдельный самостоятельный вид нарушения. Носит она и отдельную кодификацию по МКБ. Присуща она разными детям. Апраксия часто возникает на фоне ДЦП, как сопутствующая дизартрии патология. Диспраксия присуща детям с аутизмом и иными психическими нарушениями, так же она может возникнуть на фоне эпилептиформной активности. В данном случаи она реже сопровождается грубыми дизартрическими параличами и носит чисто артикуляционный характер. Корректируется постановкой звуков и их слиянием в ручном режиме.
3) Третий вид моторных проблем- проблемы периферические, связанные с травмами и пороками развития органов речевой системы. Сюда можно отнести врожденные пороки лица, дыхательной системы, а так же, приобретенные в процессе жизни травмы и нарушения, такие как поражения лицевых нервов, например. Подход к коррекции каждого нарушения индивидуален.
С механическими проблемами разобрались. Теперь обратим внимание на сенсорные нарушения. Сенсорных агнозий много, но для речевого развития наиболее интересной является слуховая агнозия. Проще говоря, ребенок с трудом воспринимает речь на слух. Не вычленяет слова из речевого потока, не реагирует на них. В данном случае у малыша полностью нарушено слухоречевое восприятие, таким детям словарь нужно наполнять в искусственном режиме, а начать работу нужно со слуховой дифференцировки сначала не речевых, а затем речевых звуков.
В природе редко встречаются чистые однокомпонентные нарушения речи. Наверное, только у небольшого числа детей с классическим ДЦП можно обойтись одной дизартрией. В основном нарушения все-таки комплексные.
У моего сына наблюдалась дизартрия, дисфагия и диспраксия, так же была выявлена не грубая сенсорная патология речевого восприятия.
Почему важно как можно скорее начать коррекцию недуга? Запаздывающая речь тянет за собой нарушения речевого мышления. Активную речь нужно практиковать и развивать. Чтоб ее практиковать ребенок должен начать говорить.
Нам только кажется, что запусти разумному парную с ДЦП речь, убери параличи и он весело заговорит с нами ровно так же, как пишет свои мысли на бумаге. Ничего подобного не произойдет. В момент прорыва в речь вся целостная система такого человека получит большой удар, в нее ворвется новая не познанная структура кодирования мыслительной деятельности, требующая усвоения своего кинетического языка воспроизведения. Устная речь будет крайне скудной, наполнять ее придется полностью в ручном режиме. Постепенно вводя мыслительные шаблоны речевого высказывания. Если прорыв произошел поздно, позже пяти лет, она рискует так и остаться корявой и урезанной.
Коммуникация крайне необходима, для полноценного развития. Речевая задержка в любой ее форме нормой не является и влечет за собой множество проблем в будущем. Поэтому сидеть и ждать, когда ребенка вдруг прорвет в речь не стоит, особенно если возраст малыша приближается к трем годам.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.