Идея создания первой национальной электрической железной дороги возникла еще в 1898 году. Но первое строительство началось только через 20 лет. Строительство Ораниенбаумской электрической линии (Санкт-Петербург – Красная Горка) началось в 1913 году, но на тот момент электрификация была сложны и долгим процессом. По итогу, ее реализация была остановлена Первой мировой войной. В результате дорога стала использоваться только на ограниченных участках как трамвайный маршрут № 36 до Стрельны, и это продолжается по сей день.
Начиная с 1920-х годов началось масштабное электрифицирование железных дорог России. Первой электрифицированной линией на территории бывшего СССР стала пригородная линия Таллин – Пяэскюла в независимой Эстонии длиной 11,2 км. Электромотрисы с прицепными вагонами начали эксплуатироваться в 1924 году. В 1926 году электротяга была внедрена на пригородных линиях в Баку.
В сентябре 1924 года было создано бюро Управление Северной железной дорогой, которое занялось разработкой проекта электрификации пригородного участка Москва – Мытищи. В 1929 году началась электрификация Московского железнодорожного узла. 26 августа 1929 года первый электропоезд отправился из Москвы до станции Мытищи. Участок Москва – Мытищи был электрофицирован системой постоянного тока с напряжением 1,5 кВ, и были построены две первые тяговые подстанции: Москва-III и Мытищи. В 1930 году электрифицированы участки Мытищи – Пушкино – Правда и Мытищи – Щелково, при этом была построена тяговая подстанция в Пушкино.
В связи с планами масштабной электрификации в 1930 году был создан отраслевой Научно-исследовательский институт транспортной электротехники, а в 1931 году из него выделился Институт электрификации железных дорог. Новые технические решения были разработаны в соответствии с практическим опытом.
В 1933 году правительство страны определило приоритеты дальнейшей электрификации железных дорог. В первую очередь это касалось магистралей, где движение в пригородах было интенсивным, и использование паровозов крайне неэффективно. В связи с этим начался перевод на электротягу балтийского направления в Ленинграде, линии Минеральные Воды – Кисловодск на Северном Кавказе, и участка Самара – Безымянка в Куйбышеве, а также других участков.
К 1941 году было уже электрифицировано 1865 км железных дорог. Однако Вторая мировая война нанесла колоссальный урон железным дорогам страны. В европейской части СССР фашисты разрушили 65 тыс. км железнодорожных путей (половина общей длины всех дорог страны), 13 тыс. мостов, 4100 станций, 1600 водонапорных башен, 317 паровозных депо и 129 заводов. Отступающие войска оставили сцену разрушения: смятые рельсы, разрушенные мосты, станции и вокзалы в руинах. Под откосами дорог лежали сломанные паровозы и вагоны, депо исчезли.
Наступило время ускорить темпы электрификации. В 1953 году было создано Главное управление электрификации и энергетического хозяйства Министерства путей сообщения (ЦЭ). В том же году произошло еще два важных события: на основе сектора электроснабжения Главного управления локомотивного хозяйства Министерства путей сообщения было организовано проектно-конструкторское бюро (ПКБ ЦЭ), а также создан Всесоюзный монтажный трест по электрификации железных дорог. Через год его передали в ведение нового Главного управления транспортного строительства СССР, и он получил название "Трансэлектромонтаж" (начиная с 1992 года — ОАО "Трансэлектромонтаж").
В начале 1991 года было электрифицировано 55,2 тысячи километров из общей протяженности железных дорог России, составляющей 147500 километров. Это соответствовало 37,4% общей протяженности и позволяло осуществлять 65% перевозок. Таким образом, можно сказать, что одна треть железных дорог была электрифицирована, а на этих участках осуществлялось две трети грузоперевозок. В основном электрифицировались наиболее интенсивно используемые направления, что значительно повысило эффективность этой технологии.
В 2002 году министр путей сообщения России Г.М. Фадеев принял решение о завершении электрификации последнего участка Транссибирской магистрали между Губерово и Свиягино, который был протяженностью 175 километров. В декабре 2002 года на этом участке Дальневосточной железной дороги началось движение поездов на электротяге. Полная электрификация главного железнодорожного пути России заняла не одно десятилетие и требовала самоотверженного труда нескольких поколений железнодорожников. Это свидетельствует о масштабах выполненной программы. Большая часть работы уже выполнена.
Сегодня российская железная дорога занимает второе место в мире по протяженности электрифицированных участков (43,8 тысячи километров). Эти участки составляют половину от общей протяженности дорожной сети, а объем перевозок, осуществляемых на электрической тяге, составляет более 85% от общего объема. В приоритете развитие строительства новых и реконструкции существующих объектов электроснабжения, развитие тяжеловесного и скоростного движения с использованием современных технических решений и внедрение цифровых технологий.
Благодарим за внимание! Не забывайте подписываться и ставить лайки!