Конец 1980-х. Горбачев с энтузиазмом раскручивает маховик перестройки. Пока взрослые теряют почву под ногами, молодежь находит опору на окровавленном городском асфальте.
Это был всесоюзный феномен с ярко выраженными очагами, один из которых находился в Казани. Группировки поделили город на сферы влияния, жестоко избивают чужаков, занимаясь грабежами. Насилие захлестнуло улицы. Внутри группировки действует своеобразный кодекс чести, в котором превыше всего слово пацана (какое время, такие и мушкетеры).
14-летний казанец Андрей ( актёр Леон Кемстач) живет с матерью и сестренкой. Он хорошо учится, ходит в музыкальную школу. Пианино дома нет - Андрей занимается на нарисованных клавишах. Это своего рода экзистенциальное занятие, сразу ставящее маркер на его отчуждённости от улицы. Он совершенно не вписывается в уличную иерархию, за что его регулярно бьют. Быть чушпаном (терпилой, лошарой, далее можно найти массу новоязовских определений такого персонажа, в зависимости от города СССР),ему надоело. Несмотря на всю свою интеллигентность, нелепое драповое пальто и кроличью шапку, паренек готов отстаивать человеческое достоинство. Случай сводит его с Маратом (актёр Рузиль Минекаев) — низовым членом, «скорлупой» одной из группировок. Домашний мальчик попадает в другой мир, он очарован им, до поры не замечая, что пацанский кодекс не так уж безупречен. Сводный брат Марата Вова ( актёр Иван Янковский) — знатный районный «автор» (авторитет), возвращается из Афганистана и наводит свои порядки.
Съемки сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» планировались, разумеется, в Казани, но в итоге прошли в Ярославле: татарстанские «общественники» сделали все, чтобы съёмочной группе путь в Казань был заказан. Татарстан сам себя высек - регион, мнящий себя средоточием высоких технологий, пропагандирующий свою прогрессивность, мультикультурность и открытость, на деле показал себя как дремучая провинция. А может быть, сильна ещё горькая память о славе Казани как криминальной столице тогдашнего Союза.
Фильм очень атмосферный. Сумрак ранней зимы, серость фасадов, облезлые стены подъездов. Колористика погружает в то время.
А ещё взгляд актёров, играющих в сериале группировку «Универсамовских». Взгляд волчат, готовых к действию. Это взгляд завтрашних братков. Фильм своего рода предтеча сериала «Бригада», эволюционно все эти подростки превратятся позднее в «быков» и «бригадиров». Пройдёт 6-7 лет и они перейдут от уличных драк к бандитской герилье.
Лично меня то время коснулось вскользь. Не порвало. Моему знакомому татарину, Искандеру, досталось больше практики. Была граната в дверь квартиры, он в последний момент успел прыгнуть в ванную. Были автоматные очереди по машине. И снова ему повезло. Прошёл сквозь свинцовые струи Искандер.
Он был «казанский», были такие парни в Петербурге в 90-х. Как были «воркутинские» и другие. Конечно, самые известные «тамбовские».
Пацаны превратятся в братков. Это будет позднее. И слово пацана уже не будет иметь тот вес, который был. Большие деньги откорректируют понятия кодекса улицы.
А начинал он вот так, как в сериале. В дворовой «моталке», среди трущоб старой Казани. Сейчас нет этих кварталов, а в 80-е около казанского Кремля стояли кварталы старых домов, где выросло много «пацанов».
"Казанский феномен" — это такая же часть нашей истории, как Опричинина, Смутное время, Гражданская война. Романтизировать это явление не стоит. Переосмыслить, дать ему оценку, в том числе и с творческих позиций — нужно. Режиссёр Жора Крыжовников "пробил фанеру" современным сериалам. Это точно.
Это было с нами. Этого у нас не отнять.
А вот хотим ли мы повторения подобного — это уже совсем другой вопрос. Я не хочу. Думаю, что и авторы сериала — тоже. Как, уверен, и многие ветераны казанских группировок. Сегодня Казань уютный и добрый город. Пусть таким и остаётся.