Один мудрый человек сказал: «Каждый ребенок предоставляет возможность исследовать самые темные и пыльные углы ума и сердца. Он создает именно те условия, которые учат нас, как избавиться от старых представлений и начать жить более полной жизнью».
Детей и родителей можно представить как сообщающиеся сосуды (особенно до 7 лет). Когда родители подавляют свои эмоции, делают вид. что все хорошо, надевают маски счастливого человека– дети интуитивно будут это считывать, но не знать, что с этим делать: ведь они видят одно, а чувствуют другое.
В семейной системе ребенок в силу своей чувствительности перенимает и берет на себя чувства, мысли и желания, которые подавляются в семье. Например, если мама ребенка, по каким либо причинам злится на мужа, но не показывает этого, то ребенок, почувствовав это, может начать выражать эту злость и агрессию, помогая тем самым маме. И, проявляя не проявленные, вытесненные чувства, можно сказать, что дети в этом нас учат – взять ответственность за собственные чувства, проявлять и проживать их.
На самом деле эта появившаяся, но не проявленная энергия никуда не девается - дети будут проявлять эти состояния ЗА родителей, что, к сожалению, может напрямую повлиять и на физическое здоровье детей тоже.
Например, у взрослых есть какой-то секрет. Они носят эмоции в себе и не могут о них никому рассказать. Ребенок видит и чувствует, что что-то не так. Создается непонятное и достаточно сильное напряжение и ребенок вдруг начинает кричать по ночам или у него начинается энурез или сыпь на теле. Ребенок так может проживать это напряжение.
Тек же в воспитании часто проявляются не только наши собственные чувства, но и наши нерешенные проблемы в поведении или общении. Мы можем видеть в наших детях собственные черты, которые нам не нравятся в себе и которые стараемся не замечать в себе.
Например, ребенок не может наладить дружественные отношения, или постоянно сопротивляется и всем недоволен, и, присмотревшись к своим взаимоотношениям с окружающими людьми, мы можем увидеть, что реагируем похожим образом. Или, мы видим, что ребенок не спешит делать уроки; и, посмотрев в себя - мы можем увидеть, что сами точно так же откладываем в сторону самые неприятные задания.
Наверное, можно сказать, что неприятное для нас поведение ребенка на самом деле может стать подарком: если мы посмотрим в глубь самого себя, то сможем доработать незавершенную эмоциональную проблему, проблему в поведении, собственные реакции и привычки, а не проецировать на детей свои травмы.
И в первую очередь мы работаем с собой – а только потом с ребенком. А может, с ребенком и не понадобится работать, потому что он научится у вас, как можно реагировать по-другому. И чем младше ребенок - тем быстрее трансформации.
Поэтому, если поведение ребенка задевает Вас очень сильно - прежде, чем «исправлять» ребенка, задумайтесь, почему у Вас это поведение вызывает такой сильный отклик. Спросите себя:
- Что это для меня?
- Какие эмоции появляются у меня сейчас?
- Какая/ какой Я становлюсь в этой ситуации?
Еще один важный момент - смотрите на поведение ребенка нейтрально, «со стороны». И, возможно, сможете увидеть в сложившихся ситуациях интересные задачки, решив которые, перед Вами откроются новые возможности.
Больше информации по теме воспитания детей и подростков читайте в моей группе https://vk.com/osoznannoe_roditelstvo1
Автор: Закирова Виктория Рифатовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru