Очевидно, что в Ютландском сражении немцы нанесли британцам больший урон, чем понесли сами, потопив линейные крейсера "Инвинсибл", "Индефатигебл" и "Куин Мэри", броненосные крейсера "Дефенс", "Уорриор" и "Блэк Принс", один флагман и семь эсминцев, но потеряв при этом линейный крейсер "Лютцов", линкор "Поммерн", четыре легких крейсера и пять эсминцев.
Из кораблей, получивших повреждения, но выживших в Ютландском сражении, семь британских и девять немецких крупных кораблей нуждались в серьезном ремонте, требующем постановки их в сухой док. Все они, кроме одного британского и двух немецких кораблей, вернулись в строй в течение двух месяцев.
Потеряв гораздо больше крупных военных кораблейе, чем немцы, британцы понесли гораздо большие потери и в личном составе - 6097 погибших по сравнению с 2551 у немцев. Худ был единственным флаг-офицером, погибшим в бою. С немецкой стороны контр-адмирал Пауль Бенке, командующий III эскадрой, получил тяжелое ранение осколком одного из снарядов, попавших в его флагманский корабль "Кениг". Несколько недель он находился в госпитале.
Линейные крейсера "Инвинсибл", "Индефатигебл" и "Куин Мэри", а также броненосный крейсер "Дефенс" погибли в результате взрывов боеприпасов, которые привели к мгновенной смерти практически всех их экипажей. Только двадцать восемь из 3367 человек, находившихся на борту трех линейных крейсеров, пережили гибель своих кораблей. К несчастью для Британии, фатальные взрывы уносили ее корабли (даже стоящие на якоре) на протяжении всей Первой мировой войны. За более ранними потерями дредноута "Бастион" в Ширнессе в ноябре 1914 года (738 погибших) и крейсера "Натал" в Кромарти в декабре 1915 года (421 погибший) последовали взрыв и потопление дредноута "Авангард" в Скапа-Флоу в июле 1917 года (804 погибших) и монитора "Глаттон" в Дувре в сентябре 1918 года (79 погибших).
Через четыре дня после Ютландского сражения Вильгельмсхафен посетил Вильгельм II, чтобы проинспектировать флот Открытого моря. На борту флагманского корабля Шеера “Фридрих дер Гроссе” император произнес "сердечную приветственную речь подразделениям, набранным из экипажей всех кораблей, поблагодарив их от имени Отечества за их доблестные деяния". Короли Баварии и Саксонии возглавляли список коронованных особ из небольших немецких государств, сопровождавших императора. Шеер писал, что “поздравления флота с успехом посыпались от всех подразделений действующей армии, из каждой части страны и от всех классов населения.”
Немецкое празднование победы резко контрастировала с разочарованием по другую сторону Северного моря. Личный состав британского военно-морского флота, от адмиралов до матросов и кочегаров, ожидал, что столкновение с немцами в масштабе флота закончится славной победой, современным Трафальгаром. Несмотря на то, что никто в Британии не считал результаты Ютландского сражения поражением, это также не ощущалось и как победа. Как выразился один журналист, «заключенному, возможно, удалось напасть на своего тюремщика, но теперь он благополучно вернулся в свою камеру».
Король Георг V выразил свое неизменное доверие Джеллико, но не поздравил его, а вместо этого отправил адмиралу телеграмму, в которой обвинил погоду в упущенной возможности разгромить немецкий флот: “Я сожалею, что германский флот открытого моря, несмотря на свои тяжелые потери, смог из-за туманной погоды избежать всех последствий столкновения, к которому, как они всегда заявляли, стремились, но к которому, когда представилась возможность, они не проявили никакого желания”. Джеллико повторил тоже самое в своем собственном обращении к флоту: “Крайне неблагоприятные погодные условия лишили наш флот той полной победы, которой, как я знаю, ожидали все чины”.
Шеер отправил полный официальный отчет о битве Вильгельму II только 4 июля. В преамбуле к выводам о результатах сражения он утверждал, что
“мощная тяжелая артиллерия больших линкоров сыграла решающую роль в сражении и стала причиной большей части потерь противника…Таким образом, большой корабль – линкор и линейный крейсер – является и будет главной силой военно-морской мощи. Его необходимо развивать дальше, увеличивая калибр орудий, повышая скорость и совершенствуя броню”.
Но Шеер далее признал, что “даже самый успешный результат сражения в открытом море не заставит Англию заключить мир”.
Как и Тирпиц полутора годами ранее, Шеер пришел к мнению, что единственная надежда на победу на море заключается в войне подводных лодок против британской торговли. В итоге он выступил за возобновление неограниченной подводной войны, которую необходимо проводить на этот раз “с величайшей суровостью”. До тех пор, пока у военно-морского флота не появятся средства и разрешение на проведение такой кампании, Шеер планировал продолжать регулярные боевые выходы с надводным флотом. Он настаивал на концепции выходов флота Открытого флота, возглавляемого линейными крейсерами, за которыми следовал остальной флот, в надежде спровоцировать Великобритании на ответ, который позволил бы ему всем своим флотом вступить в бой с частью флота Джеллико. Единственное отличие от предыдущих планов состояло в том, что он надеялся в будущих рейдах лучше использовать подводные лодки.
Шеер выполнил свое обещание императору, содержащееся в том же отчете, что “к середине августа флот Открытого моря … будет готов к новым действиям”. К тому времени, после переоборудования "Кениг Альберт" и ввода в строй новой "Баварии", у него стало восемнадцать дредноутов, дополненных "Мольтке" и "Фон дер Танном". Вместо того чтобы придумать что-то новое, Шеер решил реализовать свой старый план рейда на Сандерленд, намеченный им ранее ещё на конец мая.
18 августа в 22:00 (летнее время Германии, 20:00 по Гринвичу) флот покинул рейд Вильгельмсхафена и направился курсом запад-северо-запад. Пройдя около 400 миль (640 км) через Доггер-Банк к северо-восточному побережью Англии, головные корабли Хиппера четко по плану в сумерках 19 августа должны были обстрелять Сандерленд. В качестве замены отсутствующих линейных крейсеров Шеер передал Хипперу "Баварию" и два дредноут класса "Кениг" ("Гроссер Курфюрст" и "Маркграф"). За ними последовали остальные пятнадцать дредноутов.
На этот раз Шеер держал основную часть флота всего в 20 милях (32 км) позади передовой группы Хиппера, “чтобы обеспечить немедленное тактическое взаимодействие в случае нашей встречи с противником”, что на этот раз он считал более вероятным, поскольку Сандерленд находился намного ближе к Розиту и Скапа-Флоу, чем цели предыдущих рейдов.
Как и в мартовском вылете, Шеер поставил в тылу дредноуты II эскадры, и, как в апреле, цеппелины (на этот раз восемь) поднялись в воздух, чтобы сопровождать флот, а не бомбить британские прибрежные города впереди него.
Главное отличие заключалось в том, что Шеер включил в рейд две линии подводных лодок под командованием офицера-подводника, находящегося на борту одного из своих линкоров, которые должны были защищать левый и правый фланги немецкой колонны. Затем, когда флот Открытого моря направится под покровом темноты после обстрела Сандерленда домой, подводные лодки должны были развернуться и напасть из засады на преследующие крупные британские корабли.
Вначале казалось, что план работает идеально. Шеер чувствовал себя комфортно, находясь всего в 20 милях позади Хиппера, так близко, что "дым крейсеров был все время виден ". Патрули подводных лодок предоставили ему разведданные, а также сообщили о двух британских легких крейсерах, посланных следить за его продвижением: "Ноттингем", торпедированный U-52 утром 19 августа в 09:10 (07:10 по Гринвичу), и "Фалмут", торпедированный днем U-66 (и добитый на следующий день U-63, когда его буксировали обратно в порт).
19 августа сразу после 07:00 (05:00 по Гринвичу) британская подводная лодка E-23 торпедировала последний в линии немецкий дредноут "Вестфален", причинив ему достаточно значительные повреждения и вынудив его вернуться в Вильгельмсхафен, но Шеер с остальными своими кораблями продолжил рейд.
Криптографический центр военно-морского флота в Ноймюнстере доложил, что рейд Шеера вызвал значительный резонанс, а к полудню 19-го августа подводные лодки и цеппелины Шеера сообщили о приближении британских сил различной численности как с юга, так и с севера.
Джеллико, действуя на основании разведданных о выходе флота Открытого моря, накануне вывел Гранд-Флит для прочесывания Северного моря в южном направлении. Силы Тирвитта в Харвиче также вышли в море. К несчастью для немцев, летние грозы омрачили ясный день. Перестали поступать разведывательные данные с дирижаблей, а донесения с подводных лодок становились слишком противоречивыми, чтобы считаться надежными. Позже Шеер вспоминал о своем разочаровании тем, что “из всей полученной информации не удалось составить никакого связного представления о контрмерах противника”.
Наконец, сразу после 14:20 он приказал Хипперу отступить к основным силам флота, и всем изменить курс на юго-восток, чтобы встретить то, что казалось значительными британскими силами, приближающимися с юга, со стороны Харвича и Ширнесса. По иронии судьбы, если бы Шеер продолжил свой прежний курс на Сандерленд, он столкнулся бы с Джеллико, который подсчитал, что в какой-то момент два флота находились всего в 42 милях (68 км) друг от друга.
За два часа следования новым курсом Шеер не установил контакта с британскими военными кораблями и в то же время увел флот Открытого моря слишком далеко от Сандерленда, чтобы обстрелять его на закате, как планировалось.
В 16:35 Шеер снова изменил курс, на этот раз на восток-юго-восток, чтобы вернуться в Вильгельмсхафен.
К 18:00 (16:00 по Гринвичу) Джеллико приказал Битти прекратить преследование, и британские корабли тоже вернулись на свои базы.
======================
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520–2839) является сетевым средством массовой информации и публикует статьи по актуальным проблемам гуманитарных и естественных наук
======================