Так уж получилось, что в русскоязычном информационном пространстве инструмент ботоферм пользуется особой популярностью. Боты формируют повестку дня, но начисто убивают любую дискуссию — даже подозрений в том, что оппонент использует искусственных сторонников, зачастую хватает для прекращения любых контактов с ним. Объяснение очень простое: если на защиту той или иной точки зрения приходится закупать ботофермы, значит бесплатно эту точку зрения защищать никто не хочет.
15 ноября в узких кругах уже не слишком отечественной либеральной общественности, и без того непрерывно шипящей между собой, разгорелся очередной скандал. СВТВ, СМИ самого известного русского либертарианца Михаила Светова*, приподняло завесу тайны над методами работы "Фонда борьбы с коррупцией" (ФБК)** и фонда "Свободная Россия"***. Утверждается, что вторая организация связана с созданием и спонсированием ботофермы, чьей обязанностью являлось продвижение в российских социальных сетях оппозиционной повестки, в том виде, в каком её понимает первая организация. По словам СВТВ, за последние два года порядка 200 человек работали на выдававшиеся дядей Сэмом деньги фонда "Свободная Россия" в офисах в Вильнюсе и Тбилиси. Ежедневно при помощи фейковых аккаунтов каждый из этих 200 человек публиковал не менее 120 комментариев или постов против политики нынешнего правительства РФ и ведения Специальной военной операции на Украине. Напоминавшие реальных людей именами и фотографиями, эти аккаунты создавали впечатление серьёзной поддержки пост-навальнистской оппозиционной повестки дня массами обывателей. В среде сотрудников вся эта контора получила название "фабрики эльфов" — в противоположность известным "фабрикам троллей". Не последнюю роль в таком поэтическом наименовании организации сыграл и главный алгоритм-методичка, по которому "эльфы" отрабатывали свои зарплаты. Рабочий документ назывался "Лориэн" — в честь эльфийского леса из "Властелина колец". Однако идиллия, по заявлениям одного из бывших "эльфов", который и послужил для СВТВ основным источником информации, продлилась недолго, ведь вильнюсские сотрудники — кто бы мог подумать! — выполняли однообразную работу, которую к тому же — кто бы мог подумать! — еле-еле оплачивали. И вот уже "эльфы" стали в кулуарах называть себя более честно — "навальноботами", и, если верить последним данным, как минимум один офис в Вильнюсе точно будет закрыт.
Как и представители остроухих в произведениях Толкиена, сотрудники фэбэкашной ботофермы крепко держались за своих. Скажем, после того как Алексей Венедиктов* обнародовал фотографию письма экс-главы ФБК Леонида Волкова* в поддержку олигархов Михаила Фридмана и Петра Авена, "эльфы" регулярно вбрасывали комментарии о продажности бывшего главного редактора "Эха Москвы"**. В противоположность этому Леонид Волков, для которого письмо как раз-таки стало причиной отставки с позиции главы ФБК, выписывался ботофермой как политик, пускай и с ошибками, но способный благородно уйти в отставку. "Эльфы" не церемонились и с другими представителями либеральной общественности: ботоферме давали разнарядки по Максиму Кацу* и Ксении Собчак, дабы уже и эти "политики" в очередной раз предстали в качестве кремлёвских проектов.
На воре и шапка горит: в первые же дни после публикации СВТВ главные лица ФБК стали открещиваться от связи своих организаций с ними. Самое же смешное во всей этой линии защиты было то, что предметом оправдания стала формулировка о связи ФБК и ботоферм "Свободной России". Для нас с вами очевидно, что ФБК — это совокупность всех структур ныне пребывающего на нарах (или под ними) Алексея Анатольевича, но очень часто можно было встретить точку зрения, согласно которой те или иные люди, указанные как сотрудники ботофермы, с ФБК не связаны, так как работали не в самом ФБК, а в смежных структурах. Это жиденькое оправдание, вброшенное сразу с нескольких аккаунтов, они же сами немедленно окрестили "опровержением фейка" и перешли в контратаку. Пошли обвинения в сторону СВТВ, в ходе которых некоторые даже умудрились приравнять Михаила Светова к продолжателю деятельности "пригожинских помоек". Но скандал замять не получилось, и выяснилось, что многие экс-сотрудники ФБК занимали позиции начальников в "фабрике эльфов". Пошла и мягкая, оправдывающаяся риторика: директор фонда "Свободная Россия" на Южном Кавказе Егор Куроптев признал как существование ботофермы, так и её основную цель — "борьбу с кремлёвской пропагандой". Далее началась и самореклама: по словам координаторов, "эльфийская" деятельность (с ежемесячным "выхлопом" в 160 тысяч комментариев) распространилась на примерно 900 провластных сообществ в соцсетях — всё это, надо думать, чтобы опозорившихся дурачков не сняли с грантов. Последовал и анекдотичный комментарий от руководителя отдела расследований и по совместительству председателя ФБК Марии Певчих*, мол, про "эльфов" я ни сном ни духом, а у каждого отдельного фэбэкашника интересуйтесь в частном порядке. Словом, я не я, и лошадь не моя.
Не сказать, что публикация СВТВ резко перевернула взгляд на российскую оппозицию. О том, что миллиарды просмотров видео с шокирующими откровениями уровня "Чиновники воруют" берутся не от миллиардов живых людей, многие знали и так. В искренность пестрящих одинаковыми формулировками и околонулевой включённостью в контекст дискуссии и так мало кто верил. В том, что оппозиция использует методы, эффективные для накрутки цифр, но бесполезные для реального продвижения своих идей, и так мало кто сомневался. Идиоты делают идиотские вещи — такой фразой можно охарактеризовать всю деятельность ФБК после посадки Навального: это тоже не новость. Но самое важное последствие вскрытия ботофермы, проповедующей взгляды "правильной стороны истории", ещё только предстоит увидеть — когда живых людей, искренне исповедующих эти взгляды, будут игнорировать или выключать из любой дискуссии за сходство с "эльфами".
* Иностранный агент
** Запрещённая в РФ организация
*** Нежелательная в РФ организация
Валерий ВОРОБЬЁВ