Найти тему

Как стать самим собой в современном мире?

Надеюсь никто не будет спорить с тем, что современное нам человеческое общество очень сильно усложнилось по сравнению с тем, что было ещё два-три века назад. И то, что мы видим сегодня, это ещё не предел. Скоро ритм нашей жизни ещё более закрутится, потому что чем больше мы экономим время и учимся успевать за минуту то и это, тем больше операций мы выполняем за ту же минуту, десять минут, полчаса, час, ускоряя тем самым ритм жизни. Чем меньше мы экономим время, тем больше расслабленно действуем, и тем спокойнее идёт ритм жизни. Что же случилось? Почему наш ритм жизни так ускорился?

Урбанизация в купе с индустриализацией, последняя началась в конце XVIII, начале XIX века, нарушили привычное течение жизни миллионов человек, а скорее, даже миллиардов человек по всему миру. То, что два-три века назад казалось людям таким простым, привычным, неспешным и понятным, достаточно быстро сменилось для них на: заводы, фабрики, тресты, конторы, предприятия, а если масштабнее, то на капитализм и глобализм, которые беспрерывно требуют миллионы новых рук. Для чего? Для работы по 12-16 часов в день за гроши. Именно для этого поднимаются всё новые волны миграции и устраиваются военные конфликты. Другими словами, индустриализация и сменивший её научно-технического прогресс, забрали у человека былую простоту жизни, погрузив его взамен в новую, совершенно безрадостную реальность.

О какой простоте я говорю? О той, что людям, например сельской местности два-три века назад, было понятно, что сделав то-то и то-то, они получат это, произведут или вырастят. Они знали, что есть два сельскохозяйственных сезона, один, во время которого они постоянно работают, с утра и до вечера, чтобы посадить, прополоть, удобрить, и наконец собрать урожай. Но был и другой сезон, осенне-зимний, когда можно было до полугода заниматься собой, своим хозяйством, своими домашними делами, общаться, знакомиться, жениться, веселиться. Люди знали, что заготовив что-то, они будут это есть всю зиму. Всё ясно, просто и понятно.

Когда же к ним ворвались индустриализация и капитализм, перед фабрикантами, банкирами и магнатами была поставлена задача заманить как можно больше людей в города, превратить их в массу и отправить работать на никому не нужные заводы. Те начали искусственно разорять деревни, банкротить частные подсобные хозяйства, загонять в кабалу сельскохозяйственные угодья, а самих людей ввязывать в бесперспективность, безальтернативность и безысходность жизни рабочего, уничтожая параллельно всякий интерес человека к Богу, простоте и понятности жизни, настойчиво убеждая людей в том, что в новом индустриальном и высокотехнологичном мире человеку станет жить намного лучше.

Люди, как водится, в большинстве своём клюнули на новую, блестящую наживку, проглотили и стали батраками. Как результат этого, жизнь простого человека после принятия ценностей индустриализации и капитализма не только не улучшилась, но как раз напротив, в разы усложнилась и ухудшилась. Почему? Потому что о человеке, на самом деле, никто не думал. Фабриканты, банкиры и магнаты преследовали совершенно иную цель, чтобы им стало жить намного лучше, а миллиарды людей были загнаны ими на заводы и производства исключительно для работы, вокруг которой постепенно выросли заводские районы, городки и мегаполисы, а вовсе не для того, чтобы создать людям хотя бы иллюзию комфорта.

После уничтожения простоты жизни и перехода к индустриализации, человек стал ни в чём не уверен, потому что все алгоритмы его простого бытия были уничтожены. Как следствие этого, человек постепенно перестал думать о своём доме как об защищённом месте, и стал вместо этого думать о своей новой роли в жизни в терминах жертвы, подвергающейся постоянному воздействию обмана, манипуляций, эксплуатации, наживы и выгоды. Понятно, что манипуляции, обман, нажива, эксплуатация и выгода существовали и до этого, но никогда они так высоко не ставились и не воспевались как в наш “просвещённый” индустриальный и технологичный века, когда способность обмануть другого или заставить другого что-то делать ради твоей собственной выгоды для многих стали считается добродетелью или ценностью.

На месте заводских районов вскоре стали появляться человейники. Человейники (нагромождение бесконечных высоток-коробок, с тысячами максимально минималистичных квартир в каждой) с порой, полным отсутствием необходимой инфраструктуры (парковки, детские сады, магазины, школы), это современная реальность всех, без исключения, мегаполисов в мире. Главная цель капитала - набить как можно больше людей в одно место, сэкономив тем самым на используемом для возведения дома пространстве, как будто в России, например, есть проблемы с пространством, а всё для чего? Чтобы загнать людей на невыгодно оплачиваемую работу, на которой люди должны без устали работать, а удобства им не нужны, они подождут. Их, эти удобства, конечно когда-нибудь построят, но это не точно. Так, есть те, кто партиями строит человейники, а есть другие, кто нагоняет местный люд и мигрантов в построенные первыми человейники, и наконец, есть третьи, кто потом этот народ потом сгоняет в одно место и принимает к себе на работу, предлагая достаточно низкие условия труда. За неимением лучшего, многие соглашаются работать на таких работах, попадая в бесконечную кабалу. Всё это части одного и того же механизма по порабощению людей. И дальше будет только хуже. Что остаётся народу? Он вынужден либо играть по правилам сильного и подчиняться, либо половину жизни искать себе лучшую долю, бороться за более достойные места, за справедливо оплачиваемый труд.

Хорошо, но это всё было прелюдией. А теперь главный вопрос: Когда во всей этой бесконечной гонке за выживание, человеку думать о себе и своих интеллектуальных, духовных, физических и эмоциональных нуждах, если его вынуждают постоянно думать только о своём завтрашнем дне? Есть ли у него реальная возможность остановиться и подумать о себе, о Боге, о своих ценностях и убеждениях? На пример, во что именно, он или она верит, и почему? В какого Бога? В какую церковь? В теории может быть, что такое время у многих из нас ещё осталось, но на практике доминирующие над человеком социальные структуры стараются максимально срезать человеку свободное время, чтобы ему не оставалось время думать. Для достижения этого, человеку постоянно что-то навязывается. Человека планомерно загоняют в угол, требуя, предлагая, навязывая, давя на него рекламами, услугами, новостями, законами, постановлениями. Когда ему становиться тем, кем его хочет видеть Бог? Когда ему понимать, кто он, что он хочет от жизни, если у него постоянный страх, что у него не хватает времени ни на что, и он постоянно что-то не успевает?

А как может быть иначе, если при всех иллюзорных свободах, человек остаётся маленьким винтиком огромного механизма окружающего его социального аппарата, и порой не важно какого именно, светского или христианского. Суть часто одна, и светское и христианское общество постоянно давят на человека и активно навязывают ему свои правила: определённый ритм жизни, определённое поведение, определённый способ мышления, определённую внешность, определённые ценности, правила, законы, традиции, ритуалы, и так до бесконечности. Так устроено любое человеческое общество. Оно всегда имеет структуру, которая что-то хочет, что-то от тебя требует.

Понятно, что между светским и христианским давлением есть существенная разница, но давление есть давление. Как во всей этой круговерти человеку не потерять себя, и оставаться самим собой, в том смысле, чтобы видеть и понимать то, что хочет видеть в нём Бог и он сам, а не то, что хочет видеть в нём кто-то, какое-то общество, группа, некий социум, в соусе с всё тем же научно-техническим прогрессом? Как не потерять себя, если тебя постоянно оценивают, вторгаются в твоё личное пространство, что-то навязывают, давят, толкают к чему-то, манипулируют? Чтобы понять что-то о себе, человеку необходимо остановиться, выйти из беличьего колеса, отделиться на время от общества, и начать наконец думать о себе, заботиться о себе, прислушиваться к себе. Этого добра раньше было значительно больше, сейчас его практически нет. Человеку не дают остановиться и задуматься, потому что знают, что он надумает что-то не то. А останавливаться время от времени и переосмысливать свой путь чрезвычайно важно. И христианину или христианке это важно сделать в первую очередь. Почему? Потому что это единственный путь не выгореть и не удалиться из чата жизни.

Услышав это, чей-то мозг, возможно, тут же начинает запрограммированно протестовать: «Нет, не может быть, регулярные размышления о себе и забота о себе это же прямой путь к эгоизму! Это не то, чему учил Христос». Разве? Почему же тогда Христос постоянно уединялся для общения с Богом-Отцом и с Богом-Святым Духом? Иногда даже ночью, когда все спали.  Ученики проснутся порой, а Христа нет. Он на какой-то уединённой горе, то в одиночку куда-то пошёл. То где-то уединился, а потом догонял учеников пешком, по Галилейскому морю. Что искал Христос в этих уединениях? Что Ему, Богочеловеку, во всех смыслах самодостаточному Существу, не хватало? Общения с Богом-Отцом и Святым Духом, в первую очередь. А нам этого хватает? Почему нам сегодня тоже так важно постоянно возвращаться к постижению и осмыслению себя, своих ценностей, ориентиров и убеждений? Почему нам сегодня важно вернуться к заботе о себе? Причём к заботе о себе во всех смыслах этого выражения, я не имею в виду только гигиену, у нас есть дух, душа, мозг и тело, которые требуют нашего внимания. Может быть как раз потому, что нам важно иметь время для анализа, осмысления и переосмысления своего бытия?

Давайте рассмотрим всё по порядку. Что есть постижение себя и забота о себе, как не желание себе блага? Это ведь хорошо желать себе блага? Вроде как да. Другими словами, зачем нам заботиться о себе, если не для того, чтобы нам стало лучше во всех смыслах этого слова? Или, неужели тот, кто хочет заботиться о себе или желает лучше понять самого себя, ведёт себя плохо? Для абсолютного большинства даже светских людей, постижения себя, то есть, попытка понять свою душу, свой дух, своё тело, что выражается в постижении и развитии  своих способностей, даров, талантов, склонностей, наклонностей, заложенных в нас Богом, или тем более забота о себе, всегда считается благом для самого себя.

И напротив, если мы не желаем себе блага, а под «собой» я понимаю сейчас все четыре стороны нашей личности: душу, дух, интеллект и тело, мы о себе никак не заботимся. Если это и эгоизм, то защитный эгоизм, тот, который отстаивает наши интересы. Заметьте, что отсутствие заботы о себе даже в таких элементарных вещах, как: гигиена, внешний вид, кормление и поение самого себя, какие-то физические упражнения для соблюдения хоть какой-то физической формы, мгновенно бросается людям в глаза. В других нам это не нравится. Можно часто услышать: “Он слишком полный, или слишком худой, он что не ест”? Или: “Зачем он так много ест”? Или: Почему он так выглядит? Он что, не моется”?

Да, так уж сложилось, что никому из нас не нравится видеть рядом с собой неряшливого, вонючего, неухоженного, нерасчёсаного, носящего грязную, рваную, или неопрятную одежду человека, с грязными ногтями или с закишками на глазах, и так далее. Получается, что забота о себе в физическом смысле рассматривается нами как благо. А как же тогда быть с заботой о себе в духовном, интеллектуальном, эмоциональном, психологическом смысле? Или кроме физического состояния у нас больше ничего нет? Если есть, должны ли эти сферы нашей сущности тоже как-то развиваться? Вряд ли наш физический человек это всё, что у нас есть. Человек это сложное материально-духовное существо, которое нам необходимо развивать.

Ведь как на это смотрит Бог? Он что, не любит когда мы концентрируемся на себе? Смотря для чего. Почему мы боимся думать, что Бог хочет, чтобы мы развивались? Он не желает нам блага? Конечно желает. А какого? Только духовного, чтобы мы с утра и до вечера зубрили Библию? Или скорее Он хочет видеть в нас целостную личность, в которую входят все стороны, сферы жизни нашей сущности? Скорее целостную. А почему? Потому что Бог знает, что человек это не только дух или только тело, человек это сложная совокупность разных природ. Он Сам нас такими создал. Понятно, что физический человек стоит у нас на первом месте, не потому, что он более важный, а потому что он перед глазами, которые постоянно мозолит. Он более понятен, а его нужды всегда на поверхности.

Что же касается, например, нашего интеллекта, то мы очень часто игнорируем его потребности и садим его на цепь, ограничивая в интеллектуальной еде. Мозгу нужда другая пища, недели желудку. Они не едят с одной тарелки. У них раздельное питание. Мозг тоже надо кормить. А кроме мозга есть и другие стороны человека, требующие даже большего внимания, такие как дух и душа. И Бог это знает. Он знает, что если у человека неудовлетворены его базовые, физические, эмоциональные, интеллектуальные или психологические потребности, он к духовному не придёт никогда. Но когда они удовлетворены, ему просто необходимо что-то эмоциональное, интеллектуальное, и духовное!

Получается, что наши желания и желания Бога в общих чертах совпадают. Человеку всё-таки важно заботиться о себе? Получается, что так. Различия между нашими взглядами и взглядами Бога только в деталях, методах и подходах. По сути, мы и Бог хотим одного и того же, - развития нашей целостной личности. Тогда, значит ли то, что мы желаем заботиться о себе, это эгоизм? Нет, так может показаться только на первый взгляд. К тому же, хорошая новость состоит в том, что эгоизм в чистом виде очень редко существует. То есть, он существует в теории или единичных случаях, но редок, потому что трудно осуществляется на практике. Человек просто не может иметь долгоиграющее благо в одиночку. Почему? Во-первых, потому, что человек создан Богом жить в социуме. Единственный человек, кто мог быть сто процентным эгоистом был Адам. Но и Адама был короткий период одиночества, который Бог счёл излишним, а потому сказал: «Нехорошо быть человеку одному» и создал ему женщину.

Во-вторых, у нас, людей так всё устроено, что если у кого-то одного будет благо, а у всех вокруг блага не будет, значит его благо очень скоро будет уничтожено теми, у кого этого блага нет. Метод может варьироваться, суть нет. Восстание, ограбление, революция, физическое устранение блаженного, что угодно, но любое эгоистическое благо долго не продержится. Большинство детективов построены именно на этом факторе. Богатый человек достиг что-то в жизни, но не хочет ни с кем делиться этим, за что его убивают его же родственники, соседи, сослуживцы, кто угодно. Из зависти. Враг любого эгоиста это зависть другого эгоиста. Он или она не захотели делиться благом. Люди возьмут его сами. Так устроен наш человеческий мир. В нём ты либо делишься, либо уходишь из него раньше запланированного срока, хотя теоретически ты сделал всё, чтобы жить на земле комфортно, долго и счастливо.

Поэтому забота о себе всё равно рано или поздно сталкивается с заботой о других. Насильно, или по нашему желанию это произойдёт, не важно, это уже детали. Главное, что это всё равно произойдёт. Вдумайтесь, чтобы просто жить, про комфорт сейчас речь не идёт, чтобы просто физически существовать на земле, богатым приходится платить сразу нескольким телохранителям. Чтобы если один поведёт себя неадекватно, другие смогли его подстраховать. Чтобы жить в чистоте, богатый нуждается в прислуге. Чтобы есть хорошо, - в поваре. Чтобы дети их были здоровы и ухожены, – в няне или воспитательнице. Делиться богатому эгоисту с другими всё равно приходится постоянно, хочется ему или нет. Иначе, разговор будет коротким. На всех находится управа. Зависть найдёт выход.

В этой связи стоит вспомнить и ещё один аспект человеческого бытия, который помогает не сильно переживать об эгоизме. Человек не может понять кто он, какие у него дары, таланты, способности, и что есть для него благо, без другого, подобного ему. Ведь когда человек один, у него одна, маленькая картина окружающего его мира. Когда же рядом с ним появляется кто-то другой: отец, мать, брат, сестра, жена, муж, не важно кто, его картина мира постепенно меняется. Другой это важная часть нашей жизни, с самого нашего рождения он становится вызовом для наших формирующихся привычек, взглядов, восприятий, убеждений. Так, другой как родитель, с самого рождения не дают ребёнку делать всё, что ему бы хотелось. Хотя бы в чем-то они его да ограничивают. Хотя бы к чему-то да не допускают. Не дают, например, тянуть всё с пола в рот. Не дают ходить в туалет мимо горшка. Не дают постоянно есть кашу руками, заставляя использовать столовые приборы. Другой уже с детства становится тестом нашего терпения, смирения, эмоций, тестом, который нам надо пройти не для того, чтобы понять этого другого, но чтобы понять самих себя. Ведь через отношения с другим, мы учимся и развиваем себя, а не его. А уже после хотя бы примерного постижения себя, мы начинаем понимать других. Так, человек постепенно понимает, что глядя каждый день на себя в зеркало, он видит не только себя, но в себе и всё человечество, которое состоит из таких же как он человеческих существ, так как мы в целом, устроены более-менее схожим образом. А если так, то у нас есть схожие во многом желания и устремления, проблемы и потребности.

Понятно и то, что при всей нашей схожести, которая и помогает нам понимать другого, видеть его нужды, печали и тревоги, у каждого есть и свои индивидуальные черты, выделяющие нас из общей массы. Так, Другой как Бог, нужен человеку потому, что по вертикали человек должен иметь какой-то идеал и сравнивать свой статус, ценности и ориентиры с этим идеалом. По горизонтали, человеку нужен другой, подобный ему или ей человек, с которым можно также сравнивать себя, оценивая: свой образ жизни, привычки, манеры поведения, успешность, интеллект, эмоциональный интеллект, психологическую устойчивость, ценности, и так далее. Если бы не было Бога, и человек никогда не видел идеал, у него не было бы совершенства, к которому можно было бы стремиться вообще. Если был не было другого, как другого человека, человек никогда не смог бы познать себя, заложенные в нём дары и способности, то есть увидеть, кто он или она есть на самом деле.

К тому же, постоянное сравнивание себя с другим ведёт человека либо к развитию, либо напротив, деградации. Соревновательность, это другой ключевой фактор важности другого. Она может раззадоривать и толкать вперёд, однако, потеря перспектив догнать или перегнать другого человека, могут ввергнуть первого в депрессию, хотя через депрессии и разочарования в том числе, а не только победы и достижения, человек находит своё место в человеческом обществе. Получается, что заботясь о себе, своих целях, своём комфорте, человек начинает понимать и совершенствовать мир вокруг себя, что в свою очередь двигает не только его прогресс, но общечеловеческий. Хорошо это или плохо? Скорее хорошо, чем плохо, хотя мотивация у нас может быть не всегда правильная. Эгоизм это? Нет.

Как со всем этим связано постижение себя и забота о себе? Они помогают увидеть себя со всех сторон и дают человеку более непредвзятый взгляд как на себя, так и на Бога и на других. Постижение себя и забота о себе это выявление своих границ, возможностей, способностей, умений, талантов. Богу нужны люди, которые знают кто они, на что они способны и куда двигаются, ведь постижение себя помогает нам лучше видеть поставленные Богом цели. самом деле.

Перейдём к практическому применению:

Постигать себя, развивать себя и заботиться о себе просто необходимо. Это делал даже Иисус. Что же такое есть это постижение себя на практике? Это процесс постановки точечных целей развития всех компонентов нашего «Я»: 1) интеллектуального, 2) духовного, 3) эмоционального, 4) психологического и 5) физического.

Интеллектуальные практики. То есть, нам важно прояснять для себя, каждый понедельник, допустим, конкретно, какие задачи я ставлю своему интеллекту на эту неделю? В какой сфере жизни я хотел бы подтянуть его? Какие у меня есть недостающие проблемы знаний? Во что мне стоит вникнуть? Если нет собственных идей, можно обратиться к тому, к кого такие идеи точно есть. Вокруг Вас всегда есть такие люди. Чтение и размышление могут подтолкнуть Вас на мысль чем занять свой мозг так, чтобы он приносил пользу мне, семье и церкви. Давать простаивать столь ценному ресурсу нельзя. Каждая минута простоя мозга обходится потом неделями проблем. Мозг должен развиваться, а потому мы просто должны нагружать его задачами, которые он должен решать.  В этом плане любая учёба это прорыв.

Духовные практики. Крайне важно понять: В чём проседает моё духовное «Я»? В банальном, молитва, чтение Писания, пост, размышления на прочитанным? Или может быть я говорю слишком много лишнего, и мне необходимо молчание? Интересно, что в пифагорейских школах существовала такая интересная практика, после зачисления кандидата в школу, человек мгновенно тестировался на уровень интеллекта, и в зависимости от выявленного уровня его интеллекта он получал задание молчать определённый срок. То есть, если человек после теста записывался как умный, он всё равно молчал, в среднем год. В течение этого года он только и делал, что слушал знаменитых и образованных учителей, анализировал, вникал, но ничего не говорил. Никогда, никому. Если он заговаривал в течение года хоть с кем-то, его выгоняли из школы. Среднего интеллектуального уровня человек должен был молчать три года. Если человек определялся тестом как глупый, его не выгоняли из школы, но срок его молчания определялся, как правило, пятью годами. Ему также было предписано много слушать, посещать все необходимые лекции, но никогда ничего не говорить, даже если его провоцировали на разговор. Таких духовных практик нам порой не хватает в наших церквях. Это очень полезно для нашего постижения себя, саморефлексии,  послушания и смирения. Ведь говорят в итоге только те, кто много чего знает. Остальные молчат.

А может быть у меня страдают такие духовные практики как социальная помощь? Может мне стоит обратить внимание на помочь сиротам, вдовам, бедным, голодным, пострадавшим от войн, эпидемий, засухи, болезней? Мы должны мыслить так: “Я не идеален, у меня точно что-то проседает, а потому если я сам не виду что это, мне стоит обратиться за советом к тому, кому я доверяю”. Нам страшно обращаться к кому-то за советом, но куда страшнее годами бездействовать и закапывать самого себя и свои дары в землю.

Эмоциональные и психологические цели: что я хочу достичь в себе в плане эмоций или психологии поведения? Меньше гневаться? Меньше переживать? Меньше или вообще не срываться на других людей, подчинённых или родных? А может быть мне стоит развить сочувствие? Как этого достичь? Не знаю? Тогда важно найти того, кто может помочь мне это достичь? Где-то же есть люди, знающие это. Что для этого мне надо предпринять? Для того, что подобные конкретные шаги помогут нам лучше понять свои плюсы и минусы, сильные и слабые стороны, что постепенно перетечёт в умение управлять собой, своей судьбой, своим хождением перед Богом, сделать нас лучше.

Физические цели и практики. Без них тоже никак. Ограничение плоти в сладком или объёме принимаемой пищи, где это откровенно вредит здоровью, очень важная физическая практика. Стоит заставлять плоть делать и другое добро: ходить, бегать, прыгать, плавать в бассейне, двигаться, а не лежать весь день перед телевизором, игровой панелью, компьютером, это тоже крайне важная физическая цель, которая помогает всему организму двигаться к общей цели. Эх, и почему нельзя просто лежать на диване всю жизнь и верить в Бога? Можно, кто сказал, что нельзя. Просто лежание на диване значительно уменьшает возможности познания себя и заботы о себе, как о целостном существе: духовном, эмоциональном, психологическом, физическом, интеллектуальном.

И в конце концов: совершенствуя и дисциплинируя себя, мы совершенствуем и дисциплинируем и мир вокруг себя. А зачем нам совершенствовать и дисциплинировать этот мир? Для развития Царства Бога, Которое в итоге принесёт пользу для нас же. Как, и для нас? Да, потому что от наступления Царства Бога и нам самим станет лучше. Получается, что постижение себя на прямую влияет на изменение мира вокруг себя, или по-крайней мере на изменению моего восприятия мира вокруг меня, что полезно как для меня, так и для мира вокруг меня, так как я расширяю Царство Божие и начинаю относится ко всему иначе, чем прежде, намного позитивнее.