Найти тему

“Плюсы и минусы богословского образования”

Я не буду останавливаться на том, что такое богословское образование, хотя уверен, что у всех нас разное представление о том, что это такое. В этом может быть корень того, что мы все воспринимаем это словосочетание по-разному. Кто-то был в него вовлечен так, кто-то иначе. Опыт у нас разный и восприятие его тоже. Кто-то относится к нему негативно, потому что так у него получилось, кто-то позитивно, потому что у него всё прошло гладко. Но представим, что мы все стоим примерно на одних и тех же рельсах, и примерно понимаем, что это такое. Вот перед нами стоит этот неведомый и до конца не изученный зверь, что мы о нем можем сказать?

Плюсы богословского образования:

Первый бесспорный плюс это постепенное появление уверенности и ясного понимания того, что ты делаешь.

Богословское образование строится на опыте и знаниях предыдущего поколения. Уже через достаточно короткое время после начала учебы человек начинает осознавать, что многое из того, что он делал до этого, он делал не так. Именно этого многие и боятся, ведь когда всё идёт как всегда шло, ничего не надо переосмысливать, и ничего не надо менять. Привычка вещь сильная, и Ваш личный опыт убеждает вас, что если что-то работает, что пусть оно работает, не надо в него лезть и что-то совершенствовать, потому что может перестать работать и то, что было.

Однако привычка – вещь обманчивая, причём это работает с чем угодно, с Библией,  молитвой, с проповедью, со служением. Допустим, христианин читает по главе Библии каждый день, это хорошо, но при  регулярности и дисциплине эта замечательная на первый взгляд процедура становится привычкой, и перестаёт  производить тот эффект, который когда-то производила раньше, то есть, рано или поздно прогресс останавливается,  развития нет, нужно что-то большее. Тоже с молитвой, вначале это буря эмоций, через месяц это рутина, через два месяца болото, нужно что-то большее. Человек не машина, он не может механически выполнять одни и те же, пусть правильные действия изо дня в день с одними и теми же эмоциями. А потому правильно построенное, разностороннее богословское образование может протянуть руку помощи, так как оно охватывает совершенно разные стороны христианской жизни, от изучения основ Библии до экзегетики сложных текстов, от душепопечительства и христианской психологии до философии и даже экономики. Правильное построенное богословское образование не может быть скучным и узким, оно не боится задумываться над самыми острыми вызовами современности. В результате уверенность ваших коллег и наставников передаётся и вам.

Ко второму плюсу образования можно отнести появляющееся умение систематизировать полученный богословский материал. За годы жизни среднестатистический современный человек получает множество различной информации, однако это не делает его автоматически умным. Информация обычно поступает в нашу голову хаотично и также хаотично в ней хранится. Хорошее богословское образование построено таким образом, что оно способствует системному подходу к знаниям, и чем дольше человек развивается, чем более систематичным и упорядоченным он становится. 
Так, бакалавр намного более систематичен, чем школьник. Магистр уже на несколько шагов впереди бакалавра. У доктора наук все намного более упорядочено в голове, чем у магистра. Библия требует системного изучения. Ее можно читать как обычную книгу с историями об Иисусе, однако, у неё есть и второй и третий слои восприятия, когда ты изучаешь её систематически, с помощью научных дисциплин. И тогда для тебя открываются новые просторы для изучения.

Третий безусловный плюс богословского образования это формирование критического мышления. Критическое мышление это важнейший атрибут любого современного человека, как и научного подхода. Без критического мышления, что есть без умения посмотреть на одну и ту же вещь, явление, принцип, процесс, с совершенно разных, порой кардинально противоположных сторон, невозможен никакой научно-технический прогресс. Критическое мышление это не критика чего-то, то есть не мышление настроенное так, чтобы только критиковать что-то, это напротив, непредвзятое оценивание и вынесение максимально приемлемого для ситуации суждения. Для чего это нужно? Чтобы выявить слабые и сильные места того, что мы изучаем, и максимально оптимизировать этот процесс, чтобы не смотреть на то или иное в розовых очках, но уметь объективно и трезво воспринимать ситуации. Настоящий христианин должен уметь критически оценивать все, своё духовное и интеллектуальное состояние, свой уровень знания Библии, своё умение доносить Благую Весть, что угодно.

К четвёртому безусловному плюсу богословского образования относится постепенное понимание необходимости постоянных изменений и стремление к росту, как интеллектуальному, так и духовному.

Если кто-то считает, что ему не нужно расти, и что в понимании Христа или Библии он уже всего достиг, это плохой знак. Христианство невозможно без постоянных изменений, потому что христианство это рост, а когда мы растём, мы изменяемся. Если христианин не готов изменяться, он  на пути застоя, ведущего к медленному угасанию и смерти его личности. Если родившийся ребёнок перестаёт расти, его родители немедленно начинают бить тревогу, почему же мы, христиане перестаём быть тревогу, видя как мы сами, наш брат или сестра перестаёт расти? Перестаёт желать изменяться? В физическом плане человек изменяется всю жизнь, он растёт в высоту, ширину или толщину, потому что он так устроен Богом. Неиспользуемые мышцы человека дряхлеют, неиспользуемый мозг деградирует, кости при неправильном обмене веществ утончаются. Так и неактивный христианин, систематически не дающий себе интеллектуальной, духовной и практической нагрузки, постепенно становится похожим на сморщенный от времени овощ, никому не нужный и по сути бесполезный. Как ему держать себя в тонусе? Постоянным ростом и упражнениями.

Разумеется христианин должен стремиться и к каким-то незыблемым и неизменным ценностям, таким как: любовь, вера, справедливость, праведность, порядочность, и многим другим, однако незыблемые ценности постигаются не в одночасье, верою, а погружением в активные духовные упражнения, которые становятся возможны только благодаря открытости христианина к Богу и к изменениям в его сердце, голове и теле.

Как узнать, готовы ли Вы к изменениям? Если Вы хотите расти в постижении Бога и веры, Вы не должны бояться учиться и постигать глубины христианских знаний. Если Вы  боитесь рисковать и вступать на зыбкую почву в поисках своих ответов, Вы ничему не научитесь. Если Вы всего боитесь, не хотите выходить из своего уютного и притягательного кокона, Вы в опасности. Комфорт это не вполне христианский путь, а стремление к самоуспокоению, в котором места росту нет. В самом комфорте нет ничего плохого, если только он не является самоцелью, однако рост сопряжён с неудобствами, изменениями, риском и даже болью.

Минусы богословского образования

Если мы скажем, что у христианского образования нет минусов, это не будет лукавством. Идея образовывать христиан прекрасна всегда и во всякое время. Само по себе любое христианское образование это всегда хорошо.  К минусам можно отнести только то, как и кем христианское образование подаётся (преподаётся или предлагается). Вот здесь скрывается целый ряд подводных камней, на которые неуверенный или начинающий мореплаватель, то есть неустоявшийся, не имеющий достаточного опыта христианин, может легко напороться, и напоровшись, "затонуть". Что же это за подводные камни?

1) Узость / сектантство. Образование это своего рода власть, образовывая человека, Вы решаете, что и как Вы в него вкладываете, что и как ему можно знать и слышать, а что нет. Вы можете вкладывать в него лишь какую-то, важную на Ваш взгляд, информацию, то есть субъективно, а можете подавать информацию так, чтобы она максимально объективно охватывала все существующие знания по заданному Вам вопросу. К сожалению, образованием сегодня очень много спекулируют, его лимитируют, или подают максимально предвзято, чтобы манипулировать адептами и выращивать определённый вид христиан, податливых и послушных, мало думающих и критические не мыслящих.
2)
Низкий духовный уровень. Сегодня принято считать, что это богословское образование портит христиан, это оно снижает их некогда прекрасный духовный уровень, однако это ложь. К образованию тянется большое количество самых разных людей, каждый из которых преследует свои, порой весьма прагматические интересы. Богословское образование достаточно быстро выявляет: низкую дисциплину студента, низкий духовный уровень студента, лень, низкую ответственность, низкий или недостаточный интеллектуальный уровень, социопатию, низкий культурный или нравственный уровень студентов. Поэтому не надо во всем винить только богословское образование. Оно зачастую является только индикатором того с чем человек пришёл учиться. И если у человека изначально мотивы были неверными, в образовании это все только усугубится. Если же они изначально были верными, образование пойдёт ему только на пользу. За 15 лет получения образования я жив, здоров, полон сил и желания служит церкви и обществу.

3) Халява. Многие студенты грешат тем, что хотят пройти отведённое им время или нагрузку с максимально низкими потерями. Это по-человечески понятно, но прямо противоречит целям образования. То задание, которое студенту даётся, рассчитано на его рост и развитие. Если он сознательно от него уклоняется, он уклоняется и от роста. Такие люди самые страшные! Это самая сильная живая антиреклама христианского образования! Безответственный студент и других учит безответственности, и на выходе, после окончания христианского ВУЗа продолжает портить мнение о христианском образовании, ничего не учив, но ведя себя заносчиво, делая вид, что как-будто он или она что-то знают. В спорте и образовании нагрузки это залог развития, укрепления и матерения. Всякий халявщик вредит не только себе, но и всем, кто его окружает, а такие в христианском образовании встречаются, и не редко.

4) Образование ведёт к потере веры. Это миф. Веру в образовании потерять невозможно, так как Вас насильно никто ни в чем не разубеждает. Самый напористый или хорошо подкованный в своём предмете преподаватель, это всего лишь частное мнение, которое студент может принять или не принять. Слабая вера в начале обучения развалится уже к концу первого курса. Сильная вера в Бога устоит перед любыми знаниями, тем более, что явных разрушителей веры сегодня в Российском христианском образовании попросту не найти. Есть неквалифицированные преподаватели, закладывающие заведомо узкую или предвзятую информацию (см. Пункт 1), но могу компетентно заявить, что ничему антихристианскому в высших евангельских богословских заведениях на территориях России больше не учат. Более того, сегодня стало можно отправлять своих детей в светские высшие учебные заведениям, где уже точно можно найти рассадник всего атеистического. А высшие богословские заведениям видете ли плохие. Какая-то нарушенная логика получается.

5) После обучения в высших богословских учебных заведениях студенты возвращаются неадекватными. Здесь палка о двух концах. Студенты действительно меняются, было бы странно видеть студента, который проучился 4-5 лет на бакалавриате и никак не поменялся. Он вырос, возмужал и приобрел какие-то собственные взгляды. Он не всегда умеет их выражать, и действительно часто считает, что теперь он светоч мира, он на голову выше всех в своей поместной церкви, начиная от пастора и заканчивая бабушками. С этим надо работать. Виновато ли здесь богословское образование? И да и нет. Оно только дало инструменты, с которыми студент должен был научиться работать. Очень многое зависит от самого человека. Если он будет учиться дальше, он постепенно успокоится. Однако, проблема поместной общины состоит в том, что его не надо воспринимать в штыки, его надо понять и принять. Постепенно вся его гордыня рассеется, надо только подождать и смело выводить его в служение, пока еще горяченький.

Выводы:

Богословское образование может очень сильно помочь церкви, а может оставаться от неё в стороне. Не использовать такой мощный ресурс можно, но глупо. Потому замечательно, когда пастыри сами учатся и других подгоняют. Находясь в постоянном процессе интеллектуального роста они подтягивают и другие стороны своей жизни, постоянном держа их в балансе.

Христиане образовывались, образовываются и будут образовываться, однако наша Общая цель, чтобы все эти христиане были образованными и воцерковленными служителями, а не образованными и праздношатающимися бунтарями.  Не смотря на все минусы богословского образования, церкви и христианским ВУЗам надо идти на сближение, корректировать существующие методики обучения и сотрудничать, а не враждовать, потому что только в сотрудничестве рождается объективность.