Войну за океаны Испания проиграла еще в XVIII веке, но осталась в списке великих морских держав и держала огромную колониальную империю. Наполеоновские войны, которые привели к многолетней и тяжелейшей Смуте, добили Испанскую империю. Отпали американские колонии, флот погиб при Трафальгаре, новые корабли строить было некому и не на что.
Почти на полтора века страна погрузилась в эпоху регулярных смут, мятежей и гражданских войн. С парой передышек. Как только ситуация успокаивалась, испанцы начинали снова строить флот.
Если в 1790 году испанский флот имел в строю 177 боевых кораблей, то в 1843 году в строю числились три устаревших парусных линкора, несколько фрегатов и пароходов. Практически с нуля за несколько лет правительство королевы Изабеллы II благодаря значительным инвестициям добилось резкого усиления испанского флота, который стал четвертым в мире. Только в 1859-1860 годах на флот потратили 170 миллионов песет. В 1868 году, на пике развития флота Изабеллы, в строю было 6 батарейных броненосных фрегатов, 11 фрегатов 1-го класса, 12 корветов, много канонерок и транспортных судов.
Мощный флот позволил Испании вернуться к колониальной экспансии. Правительство Леопольдо О'Доннела (1858-1863) вписалось в очередную войну с Марокко, ненадолго аннексировало Доминиканскую республику, вместе с Францией Наполеона III влипло в конфликт с Вьетнамом, и вторжение в Мексику. Однако все эти силовые мероприятия принесли только моральное удовлетворение.
Если батарейные фрегаты стерегли испанское побережье, то кулаком королевы в далеких морях были первоклассные большие фрегаты. Если кто-то кое-где у них порой... вскоре на горизонте появлялось несколько испанских фрегатов. Океанские фрегаты испанцы начали строить уже после американцев и англичан, зато по количеству построенных обогнали американцев, уступив лишь Англии и Франции.
Испанские судостроители на фрегатах не экономили. Им удалось использовать в конструкции кораблей железные детали, что позволило увеличить размеры и водоизмещение кораблей. А применение гребных винтов позволило повысить защищенность кораблей.
Почти весь испанский флот был построен на национальных верфях, хотя Испания давно считалась довольно отсталой в промышленном отношении.
Первым из новых фрегатов стала "Принсеса де Астуриас", заказанная 23 июня 1852 года карракскому арсеналу как классический парусный фрегат. Уже 8 сентября техзадание переписали на винтовой корабль. Фрегат был готов в 1859 году и сразу же приступил к активной дипломатии канонерок в Северной Африке, на Кубе, в Мексике и Санто-Доминго.
Почувствовав успешность выбранной концепции, испанцы незамедлительно заложили серию сразу из трех фрегатов, получивших имена трех наиболее знаменитых королев испанской истории: Бланки Наварской, Беренгепы Кастильской и Петронилы Арагонской. Эти фрегаты были скромнее-всего 2600 тонн вместо 3000, зато скорость увеличилась с 11 до 12-13 узлов. При этом стоимость снизилась почти вдвое, а строились они гораздо быстрее, вступив в строй раньше "Принсеса де Астуриас".
Вторая серия фрегатов, "Леалтад" и "Консепсьон", наоборот прибавила в водоизмещении, до 3200 тонн, но даже удвоение мощности машин не помогло увеличить скорость. "Леалтад" вообще был проблемным, всего 9,5 узлов. Эта пара вошла в строй в 1861 году и в целом оправдала себя.
Третья серия винтовых фрегатов стала самой "святой"-"Нуэстра сеньора дель Кармен", "Нуэстра сеньора дель Патросиньо" и "Нуэстра сеньора дель Триунфо", правда, вскоре первую пару переименовали в "Кармен" и "Резолюсьон".
Вершина развития испанских винтовых фрегатов- четвертая серия "Вилья де Мадрид", "Херона", "Алманса" и "Навас де Толоса". Их имена напоминают об успехах испанского оружия. Они заметно отличались друг от друга.
Крупнейший испанский фрегат- «Вилья -де-Мадрид» был заложен в Карракском арсенале в Кадисе 10 октября /3 ноября 1860 года. Королевский указ о его постройке датирован 30 сентября 1860 года. Проектировал его военно-морской инженер Д. Хуан Гарсиа Ломас. Первая попытка спуска фрегата на воду 5 октября 1862 года была неудачной, наверно сала не хватило. Его спустили на воду через два дня в присутствии королевы Изабеллы II под именем Нуэстра-Сеньора-де-Аточа 7 октября 1862 года.
Королева соизволила принять обед, который приготовил для нее военно-морской флот на фрегате « ВИЛЬЯ-ДЕ-МАДРИД», который должен быть спущен на воду 5 октября. Четырнадцать боевых кораблей, выстроившихся в линию, приветствовали наших августейших монархов. Энтузиазм, с которым Его Святейшество Его Величество. Их приветствовали повсюду, это вне всякого преувеличения»…
С 17 марта по 15 июля 1863 года было установлено оборудование и вооружение, днище было облицовано медными листами. Ходовые испытания прошли 6 ноября 1863 года.
В строй фрегат вступил как «Вилья -де-Мадрид». Его имя напоминало испанцам о восстании столичных горожан против французских захватчиков 2 мая 1808 года. Общая стоимость корабля составила 5 636 975 песет. В носовой части фрегата красовался герб Мадрида в виде щита с медведем и земляничным кустом (деревом).
На тот момент это был самый крупный и наиболее современный фрегат испанского флота.
При водоизмещении почти 4500 тонн, длине корпуса более 82 метра, максимум 87 метров, фрегат был вооружен мощными гладкоствольными 200 мм (68-фунтовыми) и 160 мм пушками. 36 68-фунтовых бомбических орудий весом по 8500 кг каждая размещались в батарее, а 14 160 мм 32-фунтовых длинноствольных пушек стояли на юте. Были еще две 150 мм гаубицы и десантные пушки. Корпус деревянный, усиленный железными элементами. Английская паровая машина фирмы "Пенн энд Сон" мощностью 800/3200 л.с. позволяла развивать приличную скорость до 15 узлов.
Экипаж состоял из 617 офицеров, матросов и морских пехотинцев.
Первым командиром корабля стал Клаудио Альвар Гонсалес.
Фрегат получился превосходным, это был мощный, хорошо вооруженный корабль и великолепный парусник. Планировалось строительство еще пяти кораблей, но вместо них испанцам пришлось строить броненосные фрегаты "Зарагоса" и "Арапилес".
«Вилья -де-Мадрид» Villa De Madrid ВерфьКаррака Арсенал, Кадис. Заказан 30 сентября 1860 г. Заложен 3 ноября 1860 г. Спущен на воду 7 октября 1862 г. Вступил в строй 12 ноября 1863 г. Разоружен в 1882 г.Списан в 1884 году.
Водоизмещение 4478 /4731 тонна. Длина 82,27/ 87,05 м. Ширина 15,42 м. Глубина 7,84 м. Осадка 7,40 м. Средняя осадка 6,20 м. Композитный корпус
Двигатели- 2 паровые машины Penn & Son, 6 котлов, 1 гребной винт, Номинальная мощность 800 л.с. Эффективная мощность 3200 л.с. Скорость 15 узлов. Запас топлива 630-720 тонн угля. Экипаж 571- 617 человек
Вооружение- 30 200-мм орудий, 14 160-мм орудий, 2 150-мм гаубицы, 2 80-мм орудия для десанта
в конце 1864 года - 36 20-см пушек модели Ривера № 2 , 14 16-см нарезных орудий и шесть бронзовых пушек
Первым заданием для нового фрегата стала доставка на Кубу шестого батальона морской пехоты и других частей (около тысячи солдат) и 1500 новых винтовок. 11 декабря 1863 года корабль вместе с другими кораблями конвоя покинул Кадис. Вместе с ним в конвой вошли шхуна "Консуэлло", пароходы "Леон", "Колон" и "Сан Антонио".
Официальные телеграфные депеши, переданные вчера из Кадиса, указывают, что пароходы LEON, COLON и SAN ANTONIO ; Шхуна CONSUELO и фрегат VILLA DE MADRID прошли через Санта-Крус-де-Тенерифе без каких-либо происшествий с кораблями или войсками, направлявшимися на Антильские острова. Пароход «АЛАВА» должен был прибыть, как мы указали вчера, в Санта-Крус-де-лас-Пальмас, потому что загорелся один из кормовых угольных бункеров»
В начале января фрегат прибыл на Кубу. 26 марта, высадив войска, он вернулся в Кадис.
В конце 1862 года королева Испании одобрила отправку научной экспедиции в латиноамериканские воды. Экспедиция состояла из новейших военных кораблей-паровых винтовых фрегатов "Нуэстра Сеньора Дель Триунфо" («Триумф») и «Ресолюсьон», паровых винтовых шхун "Вирхен де Ковадонга" ( «Ковадонга») и «Венседора» ( Vencedora), а командовал ей контр- адмирал Луис Эрнандес Пинсон, прямой потомок того Пинсона, который участвовал в походе Христофора Колумба по открытию Нового Света.
Одной из официальных целей экспедиции было налаживание дружественных отношений между Испанией и странами Латинской Америки. Королева собиралась заново открыть Америку, продемонстрировав бывшим колониям вернувшуюся мощь империи.
18 апреля 1863 года испанская эскадра достигла Вальпараисо. В Чили испанцев приняли доброжелательно, проблем между странами не было, Испания признала независимость Чили в 1840-х годах, были установлены дипломатические отношения.
Но когда в июле 1863 года эскадра подошла к берегам Перу, начались проблемы. Дипломатических отношений между странами не было, Испания независимость страны не признала. При этом в Перу жили испанские поселенцы, у которых регулярно возникали конфликты с местными.
Как назло, к приходу испанской эскадры, один из конфликтов был в острой фазе. 2 августа в северной гасиенде Таламбо в результате стычки между басками и перуанцами один подданный испанской короны был убит и четверо ранены.
Эскадра Пинсона к этому времени уже двигалась к Сан-Франциско, но, узнав об инциденте, он вновь вернулся в Перу и потребовал участия в расследовании. Мадрид поддержал адмирала и, пользуясь случаем, напомнил про долг, неурегулированный по итогам войны за независимость. Повстанцы тогда сняли кассу испанского вице-королевства, которая, по мнению испанцев, подлежала возврату законному владельцу.
Для переговоров из Испании прислали специального посланника Саласар-и-Масаредо, в официальных дипломатических документах именуемом Специальным Королевским уполномоченным. Перуанцам это напомнило старые добрые колониальные времена, когда королевские уполномоченные рулили колониями.
Перуанское правительство потребовало прислать настоящего посла. Тем не менее де-факто в марте 1864 года Масаредо провел переговоры с с перуанским министром иностранных дел Хуаном Рибейро. Но консенсуса достичь не удалось.
Чтобы усилить свои позиции на переговорах испанцы в апреле 1864 года захватили принадлежащие Перу острова Чинча, на которых перуанцы добывали удобрение, гуано, дававшее 60% доходов бюджету страны. Маленький перуанский гарнизон сдался и 400 испанских морских пехотинцев заняли острова.
6 сентября 1864 года «Вилья -де-Мадрид» отплыл из Кадиса в сторону Монтевидео (Уругвай), где присоединился к винтовым фрегатам «Бланка» и «Беренгела», вместе с которыми прошел Магелланов пролив и в декабре 1864 года присоединился к эскадре адмирала Хосе Мануэль Пареха-и-Септьен, 22 октября 1864 года назначенного командующим Тихоокеанской эскадрой вместо Пинсона, у островов Чинча. Из научной экспедиции ситуация развивалась в сторону войны. К испанской эскадре присоединился и броненосец «Нумансия».
Адмирал Пареха прибыл в Перу в декабре 1864 года, его флагманским кораблем стал «Вилья -де-Мадрид». Адмирал также получил статус чрезвычайного посланника и полномочного посла при Перуанской республике. Интенсивные переговоры Пареха с отставным генералом и специальным представителем перуанского президента Мануэлем Игнасио де Виванко закончились подписанием 27 января 1865 года на борту «Вилья -де-Мадрид» предварительного соглашения.
Испания возвращала острова Чинчас, а Перу приветствовало испанский флаг, признавало посланного королевой комиссара Эусебио Саласар-и-Мазарредо и выплачивало 3 миллиона песо в качестве компенсации.
Тем не менее, заключенное соглашение несколько ослабило накал страстей и через несколько дней несколько моряков с фрегата «Резолюсьон» высадились в Кальяо отдохнуть, но 5 февраля 1865 года на них напали возмущенные и злые местные жители. Капрал Эстебан Фрадера был окружен, защищался и своим ножом сумел убить троих и ранить еще семерых нападающих, но толпа его в итоге растерзала. Пареха потребовал и получил объяснения от правительства Перу, виновные были наказаны, компенсацию в размере 6000 песо родственникам капрала Фрадеры была выплачена.
Но парламент Перу наотрез отказался ратифицировать это оскорбительное для страны соглашение Пареха-Виванко. 28 февраля 1865 года на севере страны началось восстание против уступок испанцам. К началу ноября всей страной руководил свергнувший президента диктатор полковник Мариано Игнасио Прадо.
Ухудшились отношения испанцев и с другими странами региона. Испанской шхуне «Венседора» в чилийском порту отказали в бункеровке.
17 сентября 1865 года, в День Независимости Чили, адмирал Пареха появился на рейде Вальпараисо на борту своего флагмана «Вилья де Мадрид» и потребовал от чилийской стороны извинений, выплаты компенсации, снятия эмбарго, и салюта испанскому флагу из 21 орудия. Чилийское правительство отказалось подчиниться испанским требованиям, и 22 сентября Пареха объявил о блокаде морского побережья Чили.
В итоге правительства Эквадора, Боливии, Перу и Чили объявили войну Испании. Началась Первая Тихоокеанская война.
Испанцам в ней катастрофически не везло.
Уже 26 ноября 1865 года в морском сражении при Папудо чилийский корвет «Эсмеральда» захватил испанскую шхуну «Ковадонга». Парехо узнал об этом случайно, от американского консула, вскользь упомянувшего об этом в беседе. Предполагалось, что та же участь постигла корвет «Венседора».
Непрерывный поток унижений от бывших испанских колоний, не имевших тогда практически военного флота, сломили дух адмирала Пареха и погрузили его в глубокую депрессию.
За год до этого его эскадра уже потеряла один корабль- от внутреннего пожара сгорел фрегат "Триунфо".
Невозможно игнорировать тот факт, что достойный генерал [Пареха] не проявлял особой симпатии к Чили; Но если бы это чувство его души не нашло объяснения в военных действиях, которые они проявили к Испании, то он нашел бы очень полное удовлетворение в памяти своего отца, погибшего от рук чилийских повстанцев в войне за ее независимость.Педро де Ново-и-Колсон
27 ноября Пареха оделся в парадную форму и застрелился в своей каюте на борту «Вилья де Мадрид». Командование эскадрой принял Касто Мендес Нуньес, командир «Нумансии».
Под командованием капитана Клаудио Альваргонсалеса Санчеса фрегат вместе с эскадрой адмирала Касто Мендеса Нуньеса участвовал в битве при Абтао, бомбардировке Вальпараисо и битве при Кальяо.
В битве при Абтао «Вилья де Мадрид» получила 11 попаданий, а при Кальяо - всего три, но зато одно из них - 300-фунтовым снарядом Армстронга, который проломил борт и взорвался в котельном отделении, убив 16 кочегаров и машинистов. Машина вышла из строя и фрегат пришлось вытаскивать на буксире. Под Кальяо фрегат всего потерял 27 человек.
Бомбардировка Кальяо состоялась 2 мая 1866 года, что перекликается с датой 2 мая 1808 года, ставшим поводом для наименования корабля.
"В 14.30 крупнокалиберный снаряд взорвался на батарейной палубе «Альмансы», убив 13 человек и вызвав сильный пожар. Огонь быстро распространялся и грозил перекинуться на пороховой погреб. Один из артиллерийских офицеров доложил командиру корабля Викториану Санчесу о смертельной угрозе, предложив во избежание взрыва немедленно затопить крюйт-камеру.
Но это оставило бы фрегат без боеприпасов. Выслушав доклад, Санчес ответил одной из тех красивых фраз, которыми изобиловала эта война: «Сегодня не тот день, когда можно мочить порох. Гасите огонь и будь что будет!» И огонь неимоверными усилиями удалось погасить. В 15.00 корабль возобновил стрельбу".
Ничего не добившись, 10 мая 1866 года испанская эскадра отправилась домой. Фрегат вернулся в Кадис 4 ноября 1866 года и был встречен ликующим народом.
В 1867 году фрегат дежурил на якоре в Чивитавеккье, подстраховывая Папу Римского во время нападения Гарибальди на Рим, чтобы в случае необходимости обеспечить бегство понтифика. В конце 1867 года корабль вернулся в Картахену.
Весной 1868 года на фрегате вернулись в Италию инфанта донья Изабель, ее муж граф Джиргенти и братья инфанты, бежавшие в Испанию в 1861 года.
С 1866 года Антонио де Орлеан, герцог Монпансье, начал активно интриговать ради свержения королевы Изабеллы. Он заложил свой дворец за пять миллионов семьсот пятьдесят тысяч песет лондонскому банку для финансирования заговорщиков. В июле 1868 года «Вилья де Мадрид» увез изгнанного герцога Монпансье и его семью в ссылку в Лиссабон.
Но революционные события это не остановило. Фрегат в конце августа 1868 года встал на якорь в Кадисе для перевооружения на новые пушки: 20 200-мм гладкоствольных орудий в батарее и 10 160-мм нарезных орудий.
18 сентября 1868 года началась Славная революция ( La Gloriosa) по свержению королевы Изабеллы II. фрегат присоединился к мятежному флоту в Кадисе. 25 сентября корабль ушел в поход по испанским портам, посетив Альхесирас, Сеуту, Малагу, Картахену, Валенсию и Барселону.
Затем он вошел в состав Средиземноморской эскадры под командованием контр-адмирала Антекеры
В 1870 году, составив эскадру с броненосцами «Нумансией» и «Виторией» под командованием контр-адмирала Рафаэля Родригеса де Ариаса, фрегат отправился в Италию, чтобы забрать нового монарха Амадео I. На обратном пути фрегат шел под королевским штандартом, не имея на борту короля. Это был первый и единственный раз в истории Испании .
Во время Кантональной революции фрегат 30 июля 1873 года присоединился к кантону Картахена. Его машина была сломана, а большую часть экипажа кантоналисты распустили. Поэтому в защите «Арсенала» от отряда адмирала Лобо он принимал лишь пассивное участие.
В 1879-1884 год корабль числился безоружным и служил в Учебной эскадре.
Согласно книге «Корабли испанского флота в фотографиях (1849-1900)» устаревший фрегат был выведен из эксплуатации в 1884 году и в том же году сдан на слом в Кадисе.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам