В мыслях не было писать о памятнике Петру у Михайловского замка, если бы не ракурс, который я увидела, выходя из ворот. Будний день, народа мало, автобусы с туристами не подъезжают, улица просматривается насквозь – впечатление, что Петр выехал из замка правнука и смотрит на наше житье-бытье.
С папой мы гуляли в любую погоду, иногда пройдя через Михайловский сад, подходили к памятнику и он мне рассказывал о Петре. Все что помню, это - скульптуру приказал установить Павел I и не был разгневан тем, что она поставлена спиной к замку. Растрелли облачил императора в римские доспехи, «на ногах у Петра не тапки, дочка, а сандалии, на рукоятке меча лев – символ власти». Дальше папа напоминал о «нестандартной» левой ноге коня и рассказывал о славной победе под Гангутом.
Судьба монумента интересная и долгая. Побывав в Европе, царь видел конные памятники и после Полтавской баталии задумал воздвигнуть на поле брани стелу «с изображением персоны нашей в совершенном возрасте на коне…».
В начале 18 века в новый город по контракту прибыл Б.-К. Растрелли и получил от Петра указание о создании конной статуи. Через какое-то время царь посетил мастерскую и одобрил персону, но коня забраковал.
Время шло, Северная война близилась к победному концу, Растрелли поступило новое распоряжение – создать высокоторжественный памятник.
Модель получила другую трактовку, - Петр сидел на коне, копыта которого попирали зависть в образе змеи, рядом восседал секстет добродетелей. Императору понравился проект, но указания об отливке памятника в бронзе не последовало. Через несколько месяцев Петр I скончался.
Елизавета Петровна, желая увековечить память об отце, приказала извлечь памятник из сарая, который за два десятилетия изрядно устарел. Растрелли снова принялся за работу и создал очередной проект, где образ Петра Великого олицетворял исторический подвиг, а не борьбу.
Казалось бы, мечта Растрелли-отца сбылась, но увидеть модель в металле ему не пришлось – скульптор ушел из жизни.
Сын Б.-К. Растрелли Б.-Ф. Растрелли, великий Варфоломей Варфоломеевич, получил разрешение Елизаветы закончить дело отца. Монумент отлили в бронзе и забыли на полвека на территории Литейного двора.
Екатерина II отправила Растрелли в отставку, архитектор покинул Петербург, оставив в наследие Строгановский дворец, Смольный собор, Зимний дворец, Большие дворцы в Царском Селе и Петергофе.
Екатерина, считая себя продолжательницей дел Петра Великого, пожелала украсить столицу монументом основателю города, им стал Медный всадник.
Как только строительство долгожданного дворца Павла I было завершено, он приказал установить перед замком растрелливский памятник Петру.
Постамент для скульптуры прост и массивен, облицован серо-белым мрамором, на передней грани герб и надпись «Прадеду правнук 1800», на задней стенке размещены военные трофеи, по бокам барельефы «Полтавская баталия» и «Бой при Гангуте».
Люди ходят, смотрят, фотографируют, снимают видео, останавливаются или проходят мимо. К памятнику подводят школьников, которые опрометью несутся к пьедесталу и трут барельефы.
Обычно смотрю на памятник со стороны Садовой или Фонтанки сквозь листву или ветки, но встав напротив памятника, можно увидеть движение, силу и напор.
Великолепно выполнены детали украшений от чепрака до уздечки. Седок и конь полны достоинства и уверенности. Сбоку памятник статичен – это нам для памятливости о начале 18 века.
Спасибо, что прочитала!