Найти тему
ПОД СТУК

«Очереди за забором не оказалось». Кем будут работать заключенные и мигранты, которых «РЖД» хочет брать на работу?

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Вот уже несколько дней, в сети активно обсуждается заявление Дмитрия Шаханова - заместителя генерального директора ОАО «РЖД» по вопросам персонала, а именно о том, что к работе на железных дорогах станут привлекать осужденных, а также «иностранных специалистов» из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Ну, то есть, по-простому - мигрантов. В этой статье вставлю и я свои «пять копеек» по поводу этого дела.

Дмитрий Шаханов | Фото взято из открытых источников
Дмитрий Шаханов | Фото взято из открытых источников

«Часик в радость, утащить домой рельсы - в сладость»

Картинка взята с просторов интернета
Картинка взята с просторов интернета

Несмотря на большое количество шуток и мемов в сети, по поводу привлечения уголовников к работе, надо кое-что прояснить. Во-первых, заявление Шаханова - это пока что ещё не принятая мера, а лишь предложение к рассмотрению.

Во-вторых, из его заявления следует, что набирать будут не каких-нибудь отпетых уголовников-рецидивистов, мотающих сроки по десять лет и больше:

Мы уже начали взаимодействие с Федеральной службой наказаний. Рассматриваем конкретную возможность трудоустройства осужденных, которые осуждены к принудительным работам - Дмитрий Шаханов.
Картинка взята с просторов интернета
Картинка взята с просторов интернета

Про наказание в виде принудительных работ прекрасно написано в УК РФ, применяется это наказание в качестве альтернативы лишению свободы в случаях, когда совершенное преступление имеет небольшую (кража, побои, угрозы) или среднюю тяжесть (похищение), а также за тяжкое (грабёж, вымогательство) преступление, если оно было совершено впервые.

Также, учитывая судебную практику, принудительные работы присуждаются при наличии положительной характеристики осужденного, то есть если суд считает, что осужденный может исправиться без реального отбывания наказания в местах лишения свободы.

Картинка взята с просторов интернета
Картинка взята с просторов интернета

Так что, в целом, о привлечении трудовых ресурсов прямо с зон, то есть то, чем занимался Пригожин, речи не идёт. Однако, реальная проблема даже не в этом.

Откуда растут ноги у проблемы, или отсутствие «очереди за забором»

То, что в «РЖД» на рабочих должностях, зачастую, низкие зарплаты и плохие условия труда - не для кого секретом не является, особенно в регионах. И если при Министерстве Путей Сообщения та самая «очередь за забором», на которую любят ссылаться начальники при жалобах работника, действительно имела место быть, то со временем, она закономерно исчезла.

Если «очереди за забором нет», а работники уходят из-за все тех же низких зарплат и плохих условий труда, появляется проблема кадрового голода, иначе говоря - работать просто некому. А потребность в трудовых ресурсах у «РЖД» колоссальная - необходимо как поддерживать имеющуюся инфраструктуру в работоспособном и безопасном состоянии, так и строить новую (расширение БАМа и другие проекты).

Автор: Vosskuez
Автор: Vosskuez

С трудовыми ресурсами для расширения Байкало-Амурской магистрали у «РЖД» в принципе не очень задаётся, несмотря на то, что там уже задействованы студенческие отряды, а чуть ли не в каждом вагоне электрички висит реклама, зазывающая поехать туда работать.

Кем в теории могут работать осужденные и мигранты?

Ну, поскольку речь идёт про рабочие профессии, то можем прикинуть десять наиболее распространённых профессий - машинисты и помощники машинистов, монтёры пути, дежурные по станции, приёмосдатчики груза и багажа, осмотрщики вагонов, проводники, электромеханики СЦБ, электромонтеры контактной сети и составители поездов. Ну и давайте по порядку.

Чтобы стать помощником машиниста, нужно закончить курсы длительностью около полугода. Учить осужденных и мигрантов - дело не самое благодарное, так что мимо. Приёмосдатчик груза и багажа - лицо материально ответственное, опять же, на такую должность никто не поставит сомнительных личностей.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Для работы электромехаником СЦБ или электромонтёром контактной сети - нужно, как минимум, среднее профессиональное образование. Среди мигрантов таких примерно ноль, среди осужденных - чуть больше, но также «не катит».

Проводники должны, во-первых, владеть русским языком, а во-вторых, быть ответственными и вежливыми на работе, всё таки за ними стоит имидж компании, в том числе. Опять же - мимо.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Если говорить про движенцев - дежурный по станции и составитель поездов, то для первого - нужно вообще высшее образование, а у составителя слишком большая ответственность, чтобы ставить туда непонятно кого.

Ну и остаются у нас монтёры пути - самая тяжёлая и незаслуженно неблагодарная работа. Да, в теории, под строгим надзором бригадира, осужденный или мигрант выполнять примитивные задачи сможет. Вот только если осужденного ещё можно заставить работать, то мигрант может и не захотеть работать за те деньги, которые там предлагают, тем более в тяжелых условиях на полигоне Забайкальской железной дороги.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Ну и под конец, хочется вспомнить слова известного железнодорожного публициста - Алексея Вульфова, лучше всего получались по итогу те железные дороги, что строились вольнонаёмными рабочими, а не каторжанами. К такому же выводу ещё приходили при Хрущёве, анализируя результаты сталинских строек. Ну а ваше мнение по этому вопросу - можете написать в комментариях!

Для удобства подписчиков в Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
-9