Найти тему
3K подписчиков

Японскому виски - 100 лет. Как напиток стал популярен во всем мире

  • Японскому виски в этом году исполняется 100 лет: первая винокурня появилась в стране в 1923 году (завод Yamazaki). Сегодня в Японии более 100 лицензированных винокурен. Это в 2 раза больше, чем 10 лет назад. Страна входит в топ-5 производителей виски в мире (после Шотландии, США, Канады и Ирландии).
  • В 2022 году объем японского рынка виски оценивался в $3,86 млрд. Аналитики прогнозируют, что рынок в ближайшие 10 лет будет расти в среднем на 9% ежегодно и достигнет $9 млрд к 2032-му.
  • Японским рынком активно интересуются и иностранные инвесторы: в 2021 году британская компания Diageo — крупнейший мировой производитель алкогольных напитков класса премиум — приобрела долю в винокурне Komasa Kanosuke. А американская IJW Whiskey Company открыла в Японии дочернюю компанию и уже приступила к строительству на Хоккайдо крупнейшей в стране винокурни.

История вопроса

  • История японского виски начинается с технолога Масатака Такэцуру, который в 1918 году приехал в Шотландию, чтобы изучать химию в университете Глазго. Параллельно он работал на винокурнях в Спейсайде и Кэмпбелтауне.
Фото: nikka.com
Фото: nikka.com
  • В 1923 году коммерсант Синдзиро Тори приобрел участок между Осакой и Киото в Японии и построил там винокурню, а уже в 1924-м привлек к работе вернувшегося на родину Масатака Такэцуру. Общими усилиями химик и предприниматель выпустили в производство и продажу односолодовый японский виски, который назвали «Сантори Сирофуда» («Белый ярлык»).
Фото: Suntory
Фото: Suntory
  • Но между партнерами были разногласия: Тори пытался создать уникальный японский напиток, а Такэцуру тяготел к шотландской рецептуре. Со временем напарники разошлись. Тори переименовал компанию в Suntory, а Такэцуру открыл собственное производство — Nikka. Сегодня Suntory и Nikka — крупнейшие производители виски в Японии. В стране успешно работают и более мелкие компании: Venture Whiskey, Kirin, Honbo Shuzō, Shinobu и другие.
Завод Suntory в ЯпонииФото: Yuri Kageyama / AP / TASS1 из 4
Завод Suntory в ЯпонииФото: Yuri Kageyama / AP / TASS1 из 4
  • После Второй мировой войны интерес японцев к западным алкогольным напиткам возрос. По всей стране начали открывать бары, специализирующиеся на виски, а не сакэ. А японский виски стремительно набирал популярность в США. На фоне роста спроса в 1960-е Suntory и Nikka начали выпускать зерновой виски из кукурузы, а в 1970-е обе компании открыли вторые винокурни.
  • Одновременно с расширением производства японцы вкладывались в продвижение продукции. Например, в фильме «Трудности перевода» (2003) главный герой Боб Харрис (Билл Мюррей) пьет 17-летний купажированный Hibiki производства Suntory.
  • Односолодовый и купажированный напиток из Японии начал получать международные награды в 2008 году. А в ноябре 2014 года односолодовый напиток Yamazaki Single Malt Sherry Cask 2013 признали лучшим виски в мире.
  • После этого мировой интерес к азиатскому напитку резко вырос, компании не успевали покрывать спрос. Так, в 2015 году Suntory прекратила выпуск 12-летнего купажированного Hibiki, а Nikka ввела квоты на поставки своей продукции за рубеж. В 2018 году Suntory отказалась от выпуска еще двух сортов виски из-за их популярности: спрос оказался настолько велик, что у компании не хватило запасов 12-летнего односолодового Hakushu и 17-летнего купажированного Hibiki — как раз того, что пил актер в «Трудностях перевода».
Фото: The Whisky Exchange
Фото: The Whisky Exchange
  • Последние 10 лет Suntory и Nikka наращивают мощности и запасы спирта, который должен выдерживаться не менее трех лет, чтобы по местным стандартам квалифицироваться как «японский виски». Так, Suntory инвестировала 10 млрд иен ($67 млрд) в модернизацию своих винокурен, включая завод в Ямадзаки.
  • Виски из Японии высоко ценится среди коллекционеров. Например, набор из 54 бутылок крафтового напитка Ichiro’s Malt ушел с молотка за рекордные $1,5 млн в 2020 году. А в середине ноября 2023-го на аукционе Sotheby’s бутылку японского виски 52-летней выдержки продали за $373 тыс.

Детали

  • Примечательно, что в Японии только через 98 лет после появления виски решили официально установить нормы, по которым изготавливается напиток. В 2021 году местная ассоциация производителей спиртных напитков и ликеров разработала свод требований, которым должны следовать производители.
  • Согласно этим стандартам, японский виски может быть сделан только из зерновых культур и воды, полученных на территории Японии. Процесс производства, включая перегонку и ферментацию, также должен происходить только в Японии. Содержание алкоголя в сырье в момент перегонки — менее 95%. Сам напиток разливают в деревянные бочки объемом не более 700 литров.
Фото: Koji Ueda / AP / TASS
Фото: Koji Ueda / AP / TASS
  • После разлива алкогольный напиток выдерживается на территории страны на протяжении минимум трех лет. При соблюдении всех условий его называют «японским виски», а производители получают право размещать на этикетке флаг страны.

Что говорят

Категории виски производства Японии аналогичны шотландским: Single Malt Whisky (односолодовый), Blended Malt Whisky (купажированный солодовый), Grain Whisky (зерновой), Blended GrainWhisky (купажированный зерновой шотландский) и Blended Whisky (купажированный). При этом японский виски — это не копия шотландского, а вполне оригинальный напиток, у которого есть свои уникальные особенности.

  • В качестве сырья на японских заводах используют соложеный ячмень, кукурузу, местный рис и другие традиционные злаки, которые делают купажированный виски сладковатым.
  • Вода в Японии мягкая — в ней не много органических веществ, она не содержит торфяной шлейф. Такая вода придает виски более мягкий вкус, делая напиток деликатнее.
  • В качестве материала для бочек японские производители используют местный дуб мидзунара, древесину вишни, каштана и кедра. Отсюда — восточное послевкусие у виски, отмечают сомелье.