Мало кто умеет играть на губной гармошке - я имею в виду, действительно играть, а не просто дышать в неё. Ещё меньше тех, кто догадывается о подлинных возможностях этого инструмента.
Причина тому понятна: каждый, кто решил всерьёз освоить губную гармошку, начинает изучать, для чего она вообще нужна, искать музыку... и обнаруживает, что примерно 80% харперов... кстати, не приемлю слова "гармонист" по отношению к губной гармошке, это всё равно что окулиста глазником называть или гинеколога - (ну вы поняли). Так вот, 80% харперов играют блюз. Лично мне гонять по кругу одни и те же три аккорда неинтересно.
Ещё примерно 15% исполняют кантри - чисто американский стиль, интересный нам, русичам, примерно настолько же, насколько гражданам США интересны частушки. Странная зарубежная экзотика и не более того.
И вот в оставшихся 5% мы и найдём действительно интересные вещи. Джаз, классическая музыка, латиноамериканские танго, ирландские пляски... И не только!
Вот об этом "не только" и хочу вам рассказать, порекомендовав 5 исполнителей, которые лично мне очень симпатичны.
1. Jean-Jaques Milteau
Совру, если скажу, что Жан-Жак Мильто не играет блюз... Играет, куда ж без него. Но это лишь ничтожный процент от его композиций. Послушайте, к примеру, эту вещицу - есть в ней нечто невыносимо французское. Наверное, потому что автор - француз.
Смело рекомендую все альбомы этого человека. Сочинил он столько, что фирма Hohner выпустила именную губную гармошку в честь Мильто. От себя добавлю, что именно Жан-Жака вы можете смело винить в том, что я открыл для себя подлинные возможности инструмента и не забросил гармошку, а до сих пор на ней что-то сочиняю. За что люблю Мильто - он делает ставку не на бесформенные импровизации, а на простые и запоминающиеся мелодии, и не пытается никого удивить какой-то невероятной техникой игры (хотя может).
2. Charlie McCoy
Брат-близнец Мильто из США, они даже выступали вместе. Близок к кантри... но не совсем. Скорее, некий универсальный исполнитель. В его репертуаре можно найти инструментальные версии песен "Битлз", и кельтские мелодии (см. видео выше), и много чего ещё.
3. Karen Mantler
Начну вот с такой весёлой песенки. Дама поёт о том, что "хотела бы быть хорошей", но когда доходит дело до соло на губной гармошке, выясняется, что она не особо хороша, а, мягко говоря, так себе... Притворяется!
Поставлю-ка ещё одну вещь:
Мало что знаю о Карен Мантлер, хотя слышал все её альбомы. Исполняет нечто околоджазовое, медленное, задумчивое... Музыка для интровертов, чтобы слушать одинокими зимними вечерами. Аккомпанирует себе на фортепиано, временами хватаясь за хроматическую гармонику. В плане техники - ничего особенного, но главное здесь не техника, а настроение.
4. Bad News Brown
Этот канадец, как и положено чернокожему - хип-хопер. Жизнь он прожил недолгую, успев записать всего один альбом, который я в своё время заслушал до дыр. Вы уже догадались, каким инструментом Бэд Ньюс разнообразил свои речитативы или даже обходился вовсе без речитативов, запиливая под биты. Опять-таки, в плане техники - ничего особенного, но в рамках выбранного стиля звучит убедительно и интересно. Всё-таки, губная гармошка - универсальный инструмент.
5. Son of Dave
Ещё один канадец, выступающий в формате человека-оркестра, используя при этом битбокс и хитрое приспособление под названием "лупер", которое позволяет исполнителю записывать аккомпанемент непосредственно в процессе выступления. Выглядит (и звучит) феерично.
Да-да, завсегдатаи уже догадались, что именно у Сына Дэйва я позаимствовал музыкальное направление и немного его домыслил. Лично мне непонятно, почему он использует всего одну гармошку, диатоническую, хотя можно добавить к этому и аккордовые, и басовые.
Так я и сделал. Вот как выглядит моё выступление: