В 1783 году благодаря огромной работе, проделанной, в том числе, и князем Григорием Потемкиным, полуостров Крым был присоединен к Российской империи. Новый и столь далекий регион вызывал у императрицы Екатерины II огромный интерес. И уже через год после присоединения начались первые разговоры о посещении императрицей Новороссии и Крыма. Подготовка к путешествию длилась три года, само путешествие – полгода. И подготовка, и само путешествие были просто беспрецедентными – и по масштабу проделанной работы, и по количеству путешествующих, и по сумме затраченных на все это мероприятие средств.
Зачем Екатерине так нужно было это путешествие
Решиться на такой серьезный шаг Екатерину II заставило огромное желание лично увидеть недавно присоединённые к империи земли, переданные под управление князя Григория Потёмкина. Кроме того, Екатерина II собиралась встретиться там с австрийским императором Иосифом, чтобы обсудить дальнейшие планы совместных действий против Османской империи. Также в путешествие были приглашены иностранные посланники. Поэтому смело можно говорить, что важной целью путешествия была демонстрация величия России и ее новых достижений перед соседями. Проще говоря, похвастаться. Ведь Екатерина была уверена – то, за что брался лично князь Потемкин, не может не впечатлить.
Поэтому ни дальняя дорога, ни возраст в 58 лет и сопутствующие ему недуги не смогли остановить Екатерину от желания совершить путешествие в Тавриду и лично осмотреть недавно обретённые земли, или, как их называли, «полуденный край». Тем более, что приурочено было путешествие к 25-летию царствования императрицы.
Историк Александр Брикнер в книге «Путешествие императрицы Екатерины II в Крым» писал:
«Путешествие это должно было превратиться в торжество Екатерины и вообще России в глазах Европы, в демонстрацию перед Оттоманскою Портой и ее союзниками; оно должно внушить страх недоброжелателям России, намеревавшимся лишить Россию вновь приобретенных земель».
Но также Екатерина II хотела понять настроения населения новых земель, которое могло не только увидеть великую государыню, но и подать ей жалобы. Очень важно было для Екатерины заручиться поддержкой крымских татар, столетия живших под ханским и османским игом.
Подготовка к путешествию
К путешествию императрицы, которое состоялось в 1787 году, начали готовиться загодя – за три года до его осуществления. Заранее было предусмотрено все: транспорт, места для размещения, питание, даже культурная программа и сувениры. Занимался организацией лично князь Потемкин, губернатор новых Российских территорий. Осенью 1784 года он подписал ордер с длинным и емким названием:
«О приуготовлении на различных станциях известного числа лошадей, о местах, где во время путешествия будут обеденные столы, о дворцах, которые должны строиться по присланному рисунку, о квартирах в городах для свиты».
То есть, Потемкин повелел начать массовое строительство гостиниц и дорог на пути следования Екатерины II, а также поселений вдоль этих дорог.
Замысел был грандиозный и затрат требовал тоже грандиозных. Из казны на подготовку было выделено 15 миллионов рублей, но их не хватило, и Потемкин добавил свои средства - еще 4 миллиона. Чтобы представить размер этой суммы в то время: хорошая дойная корова стоила 8 рублей.
Заранее началось строительство дороги в Новороссию и Крым. Потемкин потребовал сделать ее
«…богатой рукой, чтобы не уступала римским. Я назову ее Екатерининский путь».
Этот путь должен был ознаменовать победное шествие русской императрицы «от моря до моря». На всем его протяжении были установлены специальные «дорожные знаки»: каждая верста обозначалась треугольным обелиском, через каждые десять верст возводили «каменную милю» - это была вытесанная из белого камня округлая колонна, украшенная восьмиугольной капителью.
Часть дороги пролегала по разбитому тракту, частично её прокладывали заново. Вдоль дороги высаживали деревья. Фрагменты дороги с «милями» сохранились и сейчас.
Чтобы обеспечить полную безопасность императрицы на новых территориях, ещё в 1784 году началось укрепление Черноморского флота и армии, дислоцирующейся на юге России. Началось укрепление со строительства новых городов и поселений, переселения людей на новые территории, что привело к росту экономики в крае. Осенью 1786 года Григорий Потемкин отдал приказ о размещении полков русской армии в поселениях вдоль маршрута путешествия императрицы. Таким решением он сразу добивался двух целей: выполнение войсками части подготовительных работ и близость армии в случае военных действий врагов России. Так, около Киева была сосредоточена армия в 100 тыс. чел. под командованием П.А. Румянцева.
По маршруту следования в местах, где императрица должна была сделать остановку на несколько дней, строились путевые дворцы с мебелью, бельем, посудой. При дворцах разбивали сады в английском стиле. Там, где не планировались длительные остановки, по типовому проекту строили галереи. Также в местах остановок устраивались базары.
Потемкин очень хотел удивить и восхитить не только императрицу, но и ее зарубежных гостей.
Маршрут путешествия и путеводитель
Заранее, почти за год до начала, был объявлен маршрут путешествия. Путь императрицы пролегал
«… через Смоленск, Новгород-Северский, Чернигов, в Киев, оттуда по вскрытии вод на судах по Днепру до Нового Кайдака, где назначено быть губернскому городу Екатеринославлю, от сего же места сухим путем в Херсон, область Таврическую, и возвратно через Черкасск, Бахмут, Изюм, Харьков, Курск, Орел, Тулу и Москву».
Всего 5657 вёрст (6035 км), из них 446 верст по воде.
Специально для участников путешествия был издан оригинальный путеводитель-дневник под названием
«Путешествие Ее Императорского Величества в полуденный край России, предприемлемое в 1787 году».
В путеводителе давалось краткое географическое и историческое описание
«Всех городов, знаменитых рек, местечек, и достойных замечания урочищ, через путешествие сие последовать имеет…».
Причем, на каждом развороте была одна чистая страница, на которой путешественник мог записать свои впечатления.
Транспорт для путешествия
Большое внимание для совершения такого дальнего путешествия было уделено транспорту. Специально для «высочайшего поезда» было изготовлено более 200 экипажей. Часть из них могли передвигаться и на колесах, и на полозьях.
Особенно шикарными были две кареты, предназначенные для императрицы. Они были изнутри обиты войлоком, зеленым или красным сукном и желтой тисненой кожей. Кареты были раззолочены и оформлены гербом империи и вензелем Екатерины II. Правда, в Екатеринославле (Днепропетровск) одна из этих карет сломалась, и ее здесь и оставили. Всего готовый к выезду поезд состоял из 14 карет и 124 саней с кибитками. Кроме того, было предусмотрено 40 запасных саней.
Карета Екатерины II представляла собой небольшой дом на колесах. Она состояла из гостиной на восемь человек, библиотеки, кабинета, карточного стола. В ней ехало 12 человек, включая гостей-иностранцев, придворных и прислугу. А запрягали в карету 30 лошадей. Помимо этой большой кареты, для Екатерины были предназначены шестиместная и четырехместная кареты и отдельный почивальный возок.
На каждой станции для замены было предусмотрено 500-600 свежих лошадей.
Состав путешествующих
Свиту императрицы составили как близкий круг, так и министры, ведь государыня не могла бросить страну на полгода, она продолжала быть ее правительницей. Так, в состав близких к императрице вошли: гетман Польши, русский генерал-аншеф граф Ксаверий Браницкий с супругой, племянницей Григория Потемкина Александрой; полномочный посол при польском короле Павел Скавронский с супругой Екатериной, тоже племянницей светлейшего князя; камер-фрейлины Анна Протасова и Екатерина Чернышева; близкая подруга Марья Перекусихина; фаворит императрицы флигель-адъютант Александр Дмитриев-Мамонов; лейб-медик Иван Роджерсон и другие.
Из государственных деятелей: тайный советник и статс-секретарь граф Александр Безбородко; вице-президент адмирал-коллегии Иван Чернышев; обер-камергер Иван Шувалов; обер-шталмейстер Лев Нарышкин; вице-адмирал и генерал-интендант Петр Пущин; действительный статский советник Александр Храповицкий и другие, всего около 30 высших чиновников.
В путешествие были приглашены иностранные посланники: австрийский - граф Кобенцель, французский - Луи Филипп де Сегюр, английский – Фицгерберг. Также в свите были: австрийский фельдмаршал и дипломат Шарль-Жозеф де Линь и французский аристократ Карл Генрих Нассау-Зиген.
Приглашение к путешествию получил и император Австрии Иосиф II. Для Екатерины его участие было особенно важным, ведь она хотела заключить с Иосифом союз против Турции. Но Иосиф не решился открыто путешествовать с Екатериной и сделал это инкогнито, спрятавшись под именем графа Фалкенштейна.
И, конечно, множество слуг. Всего царственный поезд включал около 3000 человек.
В последующих статьях я продолжу рассказ о Таврическом вояже Екатерины II.
Другие стать по теме: