Найти тему
Ромашковый сбор

Как керамическая студия из Москвы возрождает хорошую советскую традицию

Керамика — самый доступный формат для начинающего дизайнера, если, конечно, он готов работать руками. Но не все керамисты одинаковы: Елизавета Мартиросьян и Карен Юзбашян делают из глины не привычные вазы или посуду, а декоративные панно и даже мебель.

Автор: Анастасия Ромашкевич

Фрагмент панно “Амфитрита”.
Фрагмент панно “Амфитрита”.

Начиналось все довольно типично: Лиза с Кареном путешествовали по Золотому кольцу и в Суздале попали на мастер-класс “Дымов керамики”. “Нас охватило медитативное состояние, мы растворились в том действе, и время потеряло счет. И потом долго не отпускали мысли сделать керамику частью своего дела”, — рассказывает Лиза, которая на момент этих событий занималась оформлением интерьеров, а еще раньше успела отучиться на журфаке в МГУ. Карен тоже был при деле — имел бизнес в сфере строительства, которым он теперь занимается параллельно с керамикой.

Начать решили сразу масштабно — с панно. Этот жанр был довольно популярен в СССР, но сегодня этим мало кто занимается. “Это монументальное искусство, которое соединяет в себе и живопись, и элементы скульптуры”, — говорит Карен. А Лиза продолжает: “Панно — как картины: они повествуют, имеют сюжет, понятный или не всегда, но тем они интереснее для разглядывания и раздумий”.

Панно “Жизнь Веры”.
Панно “Жизнь Веры”.

Керамика — материал доступный, но не прощающий ошибок. Изделие может треснуть еще во время сушки или чуть позже, в процессе одного из обжигов (их обычно минимум два). И чем больше изделие, тем выше риски и тем обидней, когда что-то пошло не так.

Панно “Гимнастика”.
Панно “Гимнастика”.

“Постичь наше ремесло, как и любое другое дело, можно только опытным путем. Надо потратить много времени на изучение материалов, глиняных масс, их усадку, поведение при разных температурах. Надо понимать составы глазури и знать хотя бы азы химии, чтобы предугадать реакцию соединений”, — рассказывает Карен.

Помогает делу то, что Dirty Hands — не только Лиза с Кареном, но и небольшая команда профессиональных керамистов. Фактически это небольшое малотиражное производство с разделением полномочий и задач. Лиза делает эскизы, Карен отвечает за концептуальные вопросы и знает, что возможно с технической точки зрения, а что не очень, а еще есть мастера, которые лепят пано по эскизам. “Но мы постоянно рядом — физически, и тогда тоже что-то лепим, или онлайн, — обсуждаем каждый шаг, каждую деталь, каждый оттенок”, — рассказывает Лиза.

Урбаны “Космические туристы”.
Урбаны “Космические туристы”.

Кроме панно у Dirty Hands есть еще и урбаны — антропоморфные фигуры и подсвечники, а в какой-то момент появилась мебель. Первым опытом стал стеллаж Vertebra, сделанный вместе с интерьерным дизайнером Игорем Куркиным. Игорь пришел в студию с безумной идеей — сделать высоченный предмет из керамики в виде китового позвоночника. Никто из участников проекта даже не знал, существуют ли в мире аналоги, — но в итоге все получилось.

Стеллаж Vertebra.
Стеллаж Vertebra.

Чтобы мастерить такие крупные вещи, печь для обжига пришлось делать на заказ — ее объем 600 литров. Что, впрочем, не предел — на больших производствах стоят печи размером с небольшой домик, и Лиза с Кареном сейчас мечтают когда-нибудь обзавестись подобной махиной.

А пока мощностей их студии хватает, чтобы делать большие сложносочиненные вещи (вроде того же стеллажа) или мебель небольшого размера, например — столики. Их у Dirty Hands уже целый каталог — как и панно, среди которых встречаются довольно остроумные. Моя любимица — “Амфитрита”, богато украшенная татуировками.

Панно “Амфитрита”.
Панно “Амфитрита”.

А вообще Лиза с Кареном — люди веселые и азартные. Так что смело приходите к ним с безумными затеями — из этого часто родятся замечательные вещи.