1430-ые годы. Русь продолжает подвергаться набегам ордынцев, правда теперь это не карательные нашествия могущественных ханов, а разбойные набеги их многочисленных измельчавших потомков. Европа всё ещё продолжает наблюдать за противостоянием Франции и Англии на фронтах Столетней войны. Турки практически полностью захватили Византийскую империю и угрожают вторжением в Восточную Европу. Именно в этот критический период всемирной истории (а, впрочем, когда у неё были некритические периоды?) православие оказывается на грани исчезновения.
С вами Благовестник, и сегодня мы поговорим о Флорентийской унии.
Часть 1. Предпосылки
Начало XV-го века. Византийская империя близка к катастрофе. В 1430 году турки захватывают Фессалонику и занимают большую часть Византии. Под властью императора остаётся только Константинополь с ближайшими окрестностями да несколько островов в Мраморном и Эгейском морях. Впрочем, падение столицы Византии было лишь вопросом времени. Император Иоанн VIII Палеолог понимает, что Византии необходима помощь извне, чтобы выжить – сама империя (точнее, то, что от неё осталось) не сможет отразить натиск наступающих турок. Единственный способ получить такую помощь – заключить союз с папским Римом и организовать крестовый поход против османских завоевателей.
Но императору Иоанну хорошо понятно и другое: Рим не будет помогать гибнущей Византии просто так – он непременно поставит условием оказания помощи переход православных греков в унию.
И вот византийский император предлагает Папе Римскому начать переговоры об объединении Западной Католической и Восточной Православной Церквей. Папа Евгений IV, как и следовало ожидать, охотно соглашается. Во-первых, потому что у Рима в этом случае появится возможность осуществить давнюю цель – подчинить своей власти Восточную Церковь. Во-вторых, дела у самого папы Евгения IV в это время обстоят не лучшим образом.
1431 год. Ряд государей Европы пытается ограничить власть Папы Римского на своих землях. В оппозицию Евгению IV встал Базельский Собор, на котором отменяют налоги в пользу Рима и даже избирают «альтернативного» папу Феликса V. Папа Евгений несколько раз пытается распустить этот собор и признать его незаконным, но всякий раз безуспешно. При этом обе стороны – и Рим, и Базель – ведут переговоры с Византией и её Православной Церковью. Обе стороны пытаются переманить греков в свой лагерь.
Так что союз с византийским императором Евгению IV как нельзя кстати – в случае успешного заключения унии авторитет понтифика среди европейских монархов поднялся бы очень высоко.
Тем временем, на Руси тоже неспокойно. Разгорается новая междоусобица. Впервые внутри Московского княжеского дома, прежде на редкость дружного и единого, начинается распря за великое княжение.
После смерти Василия I Дмитриевича, между его сыном Василием II, которого позднее назовут «Тёмным», и его братом Юрием Дмитриевичем, князем Звенигородским и Галичским, разгорается борьба за Московский великокняжеский престол. Отметим, что изначально унаследовать престол от Василия I Дмитриевича должен был его сын – Василий II Васильевич, но Юрий Дмитриевич оспорил его права, ссылаясь на давно устаревшую традицию «лествичного права» – наследования престола от старшего брата к младшему. Тогда в Москве было решено прибегнуть к третейскому суду Ордынского хана, но и в этом случае ярлык на великое княжение достался Василию II. Тем не менее, его дядя с таким положением не смирился.
Конфликт между московскими князьями – племянником и дядей – очень ослабил страну. Почувствовав это, ордынцы вновь начинают совершать набеги на Русь в надежде восстановить над ней свой контроль. В это трудное время умирает митрополит Фотий, которому какое-то время удавалось сдерживать Юрия Звенигородского от войны с Василием Васильевичем.
Воспользовавшись смутой в Москве, великий князь Литовский Свидригайло добивается в Константинополе поставления на Русскую митрополию своего ставленника – Смоленского епископа Герасима. Но вскоре Свидригайло, заподозрив Герасима в политической измене, приказывает сжечь митрополита на костре. Митрополичий престол вновь оказывается вакантным.
И тогда в Москве на церковном Соборе русские архиереи выбирают нового митрополита. Им становится епископ Рязанский Иона. Наречённый предстоятель Русской Церкви отправляется в Константинополь, чтобы получить поставление, но к тому времени патриарх Иосиф, который ведёт активные переговоры с Римом, уже утверждает на эту должность грека Исидора, активного сторонника союза с Римом. Забегая вперёд добавим, что в последствии он сыграет важную роль в подписании Флорентийской унии.
Часть 2. Подготовка к Ферраро-Флорентийскому собору
Организаторы унии со стороны Византии считали, что поставив Исидора во главе Русской Церкви, они тем самым обезопасили себя от «сюрпризов» со стороны русских, которые, как это хорошо понимали в Константинополе, настроены резко отрицательно к этой антиправославной затее. Русская митрополия на тот момент была самой крупной и самой влиятельной в Константинопольском Патриархате. К тому же, и императорский двор, и патриархия в умирающей Византии фактически существовали за счёт денежной помощи из Москвы.
По этой причине патриарх ставит на Русскую митрополию Исидора без какого-либо согласования с великим князем Василием Васильевичем. И хотя литовские князья не оставляют попыток отделить своих православных подданных от митрополичьей кафедры в Москве, даже им приходится склониться перед решением патриарха. Так Исидор получает контроль над всей Русской Церковью, включая западнорусские епархии.
Исидор активно поддерживает планы защиты Византии силами католического Запада. Ещё до своего назначения русским митрополитом он участвует на Базельском соборе, где впервые и начинает диалог об унии. Его назначение на Русскою митрополию призвано не только не допустить протестов русских против унии, но и обеспечить в его лице активное участие Русской Церкви в её заключении.
Великий князь Василий II не особо обрадовался появлению в Москве Исидора, чьё поставление на митрополию греки совершили столь бестактно, даже не уведомив о том великого князя. Но всё же московский государь решает не устраивать скандала и не давать тем самым повода для новой междоусобной войны.
Как только Исидор приезжает в Москву, он сразу же начинает готовиться к поездке на Собор в Феррару, где планировалось заключить унию. Удержать втайне от великого князя цель своей поездки в Италию митрополит, конечно, не мог. Скорее всего ему удалось представить будущую унию как возвращение латинян в православие и убедить Василия Васильевича в том, что соединение с Римом не принесёт православию никакого вреда. Более того, Исидор даже мог сказать великому князю, что такой союз поможет Руси в будущем. Если все христианские страны объединятся против турок, то это будет несомненно выгодно и в борьбе с игом Орды, чьими союзниками были османы. На этапе, когда Русь вступала в решающую стадию борьбы за полное освобождение от татарской зависимости, такие аргументы звучали весьма убедительно.
Часть 3. Флорентийская уния
Август 1438 года. Исидор прибывает в Феррару на Собор, который потом перенесут во Флоренцию – он войдёт в историю как Ферраро-Флорентийский.
На Соборе разгораются догматические споры о filioque, чистилище и прочих догматических вопросах, уже разделявших к тому времени западных и восточных христиан, но самое главное – о верховной власти Папы Римского в Церкви, на чём особо настаивали католики.
Историческая справка: Филио́кве (лат. Filioque – «и от Сына») – богословский термин, выражающий ложное положение римо-католического вероучения о том, что Святой Дух в Своём вечном бытии исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына.
Всего в спорах проходит 15 заседаний. Особенно выделяется с греческой стороны митрополит Марк Эфесский, который является крайне ревностным защитником православия и крупнейшим богословом своего времени. Марк не делает никаких уступок в пользу латинского учения. Видя упорство западных христиан в своих заблуждениях, он прямо называет католиков еретиками. Но католики всё равно остаются при своём мнении, так и не приняв православного учения.
В итоге Папа Римский просто предъявляет грекам ультиматум: к Пасхе 1439 они должны либо принять католическое учение, либо уехать в Константинополь без папской военной помощи. Под давлением императора Иоанна VIII и активно помогавших ему митрополитов Исидора Русского и Виссариона Никейского удаётся принудить к заключению унии почти всех греков, кроме Марка Эфесского. В итоге Флорентийская уния была подписана.
Отметим, что огромную роль в подписании Флорентийской унии сыграл митрополит Киевский и всея Руси Исидор. Он лично убеждал многих восточных иерархов согласиться её подписать и одновременно помогал императору вести переговоры с Папой Римским о посылке войск для защиты Константинополя. Правда, потом выяснилось, что цена вероотступничества греков ничтожно мала: серьёзной военной помощи против турок Византия так и не получила.
Попытка Папы Римского подчинить своей власти восточных христиан вызвала активное сопротивление жителей Византии, которые не желали идти на уступки в вопросах веры даже во имя политической выгоды. Ещё более резко отвергла унию Русь.
Часть 4. Отделение Русской Церкви
Вскоре после подписания унии Исидор отправляется обратно на Русь. По пути он призывает православных принимать причастие вместе с католиками. В Кракове Исидор совершает греческую литургию в римско-католическом костёле. Однако поддержку католических властей Польши и Литвы, на которую он возлагал большие надежды, он так и не получает.
1441 год. После объезда большинства городов Галиции и Литовской Руси, Исидор наконец прибывает в Москву.
Исидор совершает службу в Успенском соборе Московского Кремля, после которой там вслух зачитывают текст буллы папы Евгения о решениях Ферраро-Флорентийского собора. Однако сразу после этого великий князь Василий II заявляет, что отказывается принять благословение от митрополита-отступника от православия. Он называет Исидора «не пастырем, а волком». Исидора по приказу великого князя сажают под арест в Чудов монастырь.
Вслед за великим князем против Исидора выступает духовенство Русской Церкви, которое в 1441 году проводит церковный Собор. На нём уния была подвергнута осуждению, а Исидор – низложен с митрополичьего престола.
Но как быть дальше, в Москве еще очень плохо понимают. Поэтому великий князь Василий идёт на хитрость. Он обращается к патриарху в Константинополь (хотя прекрасно знает, что недавно ставший патриархом Митрофан – тоже униат). Но Василий делает вид, что не знает об этом и с негодованием просит его рассмотреть папскую буллу, принесённую Исидором. Московский государь осуждает унию и возмущается участием Исидора в её заключении. Он также выражает пожелание, чтобы впредь епископам на Руси дали право избирать митрополитов самостоятельно.
То есть великий князь предлагает патриарху-униату классическую «вилку» – либо признаться в своём униатстве и тем самым дать Русской Церкви повод разорвать с ним все отношения, либо благословить впредь самостоятельно решать вопрос о своем предстоятеле. Так Василий Тёмный делает первый шаг к установлению автокефалии Русской Церкви.
Но в итоге послание в Константинополь так и не было отправлено. Вероятно, в Москве вскоре вполне справедливо рассудили, что в отношениях с вероотступниками соблюдать какой-то «политес» совершенно ник чему – с ним нужно просто рвать все отношения.
Так Русская Церковь оказывается единственной поместной Церковью на земле, оставшейся верной православию.
В 1442 году великий князь Василий получает поддержку от афонских старцев, которые тоже выступают против унии. Но дальше в Московской Руси вновь начинается усобица – против великого князя Василия II идёт войной его двоюродный брат Димитрий Шемяка, сын уже умершего к тому времени Юрия Звенигородского. Поначалу Шемяка одерживает верх и ослепляет Василия – так он получает своё знаменитое прозвище «Тёмный». Но в дальнейшем Василию удается вернуться на великое княжение при активной поддержке своих подданных и Русской Церкви, помнившей о его выдающейся роли в борьбе с унией.
1448 год. В Москве проходит Собор русских епископов. На нём вторично совершается избрание Ионы Рязанского митрополитом Киевским и всея Руси. Так начинается автокефалия Русской Церкви.
Заключение
Подписание Флорентийской унии имело серьёзные последствия для всего христианского мира. Восточные церкви на время отпали от православия и оказались под властью Папы Римского. Именно по этой причине Русская Православная Церковь отделилась от униатской Константинопольской и стала самостоятельной. Благодаря буквально нескольким русским епископам, князю Василию Тёмному и Марку Эфесскому с афонскими старцами православие удалось отстоять.