Лондонская галерея Tate Modern представила новый проект – большую ретроспективу американского художника Филиппа Гастона. В качестве соорганизаторов выставки выступили такие крупные музейные институции, как вашингтонская Национальная галерея, а также Музеи изящных искусств Хьюстона и Бостона. За последние несколько десятилетий это первый ретроспективный взгляд такого впечатляющего масштаба на поистине многоплановое искусство Гастона.
Выставка в Tate как раз позволяет взглянуть на богатое разнообразие творческих поисков художника в полном объеме – в экспозиции представлены работы, относящиеся к сюрреализму, абстрактному экспрессионизму и целому ряду других направлений, которые маркируют определенные этапы творческого пути Гастона. Его знаковый и наиболее узнаваемый стиль формируется на рубеже 1960-1970-х годов, когда художник возвращается к фигуративному искусству после плодотворного периода, связанного с абстрактным экспрессионизмом и его активным участием в нью-йоркской арт-среде 1950-х годов наряду с Джексоном Поллоком и Марком Ротко. Рождение нового стиля связано с критическим пересмотром идеи абстрактного искусства как такового, а также со сменой парадигмы мировосприятия. В работах Гастона как никогда начинает чувствоваться его активнейшая заинтересованность в злободневных событиях и часто отрицательных тенденциях, которые характерны для социума и культуры того времени. В результате – перед зрителем разворачивается изображение мира, охваченного смятением и тревогой, хаосом и трагическими предзнаменованиями Будучи очевидцем пугающей действительности, Гастон запечатлевает причудливые образы-воплощения зла в своих полотнах, парадоксально сочетающих ироническое и трагическое начало. На ретроспективе в Лондоне можно увидеть ключевые работы Гастона, в том числе «Обнаженную с мольбертом» (1935), «Если бы это был не я» (1945), «Спящего» (1977), «Лестницу» (1978).