Найти тему
Дарья Гонконг

Проводите групповые занятия с детьми? Это информация для вас!

Обусловленности

Часть 2

В первой части обсуждали обусловленности для индивидуальных занятий.

Сегодня погрузимся в малоизученный мир групповых обусловленностей.

Варианты групповых обусловленностей:

1️⃣Шкала успешности

Часто используемая шкала в Аутизм Партнершип – King of The Jungle / Король Джунглей.

[для скачивания этого документа, пройдите по ссылке в телеграмм канал]

Это система, в которой успехи учеников отражаются на одной шкале.

Шкала разделена на 5 сегментов. Фото учеников прикреплены к прищепкам, что позволяет давать визуально понятную обратную связь каждому ученику.

Если учитель хочет подкрепить поведение ученика (внимательность, верные ответы, учебное поведение в группе и пр.), то фото ученика продвигается вверх.

Если учитель хочет дать корректирующую обратную связь, то прищепка с фото движется вниз.

На усмотрение учителя подкрепляющая и корректирующая обратная связь может быть дифференцированной:

🔺продвигать ученика на целый сегмент вверх / вниз

🔺 продвигаться немного вверх / вниз (например, ученик ответил не верно, но при этом показывал хорошее учебное поведение; или ученик получил строгое замечание, но быстро изменил свое поведение).

Такая система добавляет интересный элемент обучения через натуральные последствия:

“Ой! Мой одноклассник уже на перерыве и играет с моей любимой игрушкой! А я еще занимаюсь! Лучше подсобраться и скорее закончить задание.”

Пример использования этой системы в моем выступлении на конференции с 12:38 минуты по 15 минуту.

Шкала успешности "Король джунглей"
Шкала успешности "Король джунглей"

2️⃣Чистый стол для группы

“Успех одного зависит от успеха группы.”

В примере на фото ниже обусловленность: “Все могут пойти на перерыв, когда все прикрепят детали картинки к подложке.”

Такая система помогает сформировать поведение наблюдения учеников за успешностью друг друга. Порой можно увидеть как один из студентов тянется через весь стол, чтобы помочь своему отвлекающемуся товарищу.

Использую такую систему регулярно в групповых занятиях со своим филиппинским учеником. Мальчик быстро понял систему и начал “помогать” одногруппникам, если они замешкались.

Задание завершится, когда все участники группы прикрепят свои картинки к большой подложке
Задание завершится, когда все участники группы прикрепят свои картинки к большой подложке

3️⃣Групповые жетоны в переменном стиле поощрения

Русская рулетка для группы!

Учитель разрешит открыть жетон только когда все участники группы выполнят задание.

Что под жетоном? Может быть приз, а может быть пусто!

Представляла видео пример данной системы обусловленности на конференции “Аутизм Вызовы и Решения”.

Смотрим с 16.22 минуты до 19 минуты.

Когда вся группа отвечает верно, учитель открывает одно окошко в таблице.
Когда вся группа отвечает верно, учитель открывает одно окошко в таблице.

4️⃣Колесо фортуны

Колесо фортуны относится к группе переменного режима поощрений, но мне хочется выделить эту систему отдельно.

На круглой основе колеса прикреплены картинки поощрений. Одному ученику разрешают попытать свою удачу и выбрать поощрение для всей группы.

В такой системе подключается эффект привилегий – ученикам хочется быть выбранными!

Другой пример эффектного переменного режима поощрений – лотерейное колесо с шариками. Внутрь шариков вкладываем картинки изображений.

Пример переменного режима поощрения.
Пример переменного режима поощрения.

5️⃣Соревновательные жетоны

На одной планшете с жетонами одновременно отслеживается прогресс 2х и более учеников.

[для скачивания этих жетонов, пройдите по ссылке в мой телеграмм канал]

Приз получит тот ученик, который первым собрал все жетоны или первым привел свою фигурку к финишу.

Обожаю эту систему!

Так просто и так гениально.

В данном примере соревнуется два ученика. Победит тот, кто первым привезет свой паровозик до светофора. Паровозик продвигается вперед, когда ученик отвечает правильно.
В данном примере соревнуется два ученика. Победит тот, кто первым привезет свой паровозик до светофора. Паровозик продвигается вперед, когда ученик отвечает правильно.

6️⃣Классические жетоны (формат самоконтроля)

У всех (или у некоторых) учеников на столе лежат планшетки с жетонами. Ученик самостоятельно ставит себе жетон, когда учитель его похвалил или дал определенный сигнал, например, кивок головой или указательный палец вверх.

Такую систему удобно использовать, когда у учителя нет помощника и нет возможности подходить с жетонами индивидуально к каждому ученику.

7️⃣Галочки / баллы от учителя

Учитель рисует простую графу на маркерной доске. Фото учеников или их имена отображены на доске.

Учитель сам может решить сколько галочек должен заработать ученик прежде чем пойти на перерыв.

Может быть кому-то из учеников нужна высокочастотная обратная связь, тогда галочек будет больше. У другого ученика может стоять цель “удерживать внимание при разреженном поощрении”, тут может стоять меньше галочек.

Удобный вариант групповой системы обусловленности      .
Удобный вариант групповой системы обусловленности .