Найти в Дзене

Завуч на уроке, или как грамотно перечить начальству

«Неумение реагировать на критику - тоже почти всеобщая беда. Между тем, существуют различного рода алгоритмы, приёмы позволяющие перевести даже самые жёсткие нападки в русло конструктивных переговоров.

«Словесное дзюдо» - алгоритм реагирования на критику.

Шаг первый: Сочувствие. Даже если критика кажется полностью несправедливой, всё равно надо с сочувствием задавать уточняющие вопросы, как можно точнее определить позицию критика.

Шаг второй: Разоружение критики. Если кто-то стреляет в вас, то вы можете:

  1. Отстреливаться, что вызывает более яростное нападение;
  2. Убежать, избежав пуль, что означает для вас унижение и потерю самоуважения;
  3. Умело обезоружить врага - наиболее совершенный путь. Как это сделать? Вне зависимости от правильности утверждений критика, нужно найти способ согласиться с ним.

Шаг третий: ответная реакция и переговоры.

Вот пример успешного «поединка» с использованием «словесного дзюдо»:

- Доктор, Вы ничтожество.

- Временами я это ощущаю, иногда я совершенно неправильно подхожу к вещам.

- Ваше лечение не приносит ничего хорошего.

- Но у меня есть шансы на улучшения.

- Да Вы глупы.

- Существует много людей способнее меня, да, я уверен, что я не самый лучший в мире человек.

- У Вас нет искренних чувств к пациентам, ваша терапия искусственна и тупа.

- Я не всегда отзывчив и внимателен, как мне хотелось бы быть, иногда мои методы выглядят непривлекательными.

- Вы не специалист, Ваша книга - сборник отбросов. Вы недостойны доверия и некомпетентны в моём случае.

- Я искренне извиняюсь за произведённое впечатление. Сложившиеся отношения беспокоят Вас и не дают полностью доверять. Вы абсолютно правы, мы не сможем работать вместе, пока не добьёмся взаимоуважения.

К этому моменту критик обычно теряет весь пыл. Так как нет ответов ударом на удар, а наоборот, только согласие, то нападающий быстро бросает оружие. Если критик успокаивается, то приходит в более подходящее состояние для общения.

Основная ошибка, когда нас критикуют, - это неисправимое желание защищать себя от любых несправедливых нападок. Кто поддаётся такому желанию, тот вскоре замечает усиление атак со стороны критика Парадокс, но каждая попытка защитить себя будет подогревать пыл противника…»[1, с.126].

Упражнение «Словесное дзюдо».

Инструкция:Проведём небольшую тренировку по «словесному дзюдо». Необходимо разбиться на тройки. Один - выступает в роли критика. Второй - мастер «словесного дзюдо». Третий - эксперт. У критика должны быть какие-то реальные основания для нападок, в крайнем случае, подключите своё воображение. Организуйте общение в соответствии со своими ролями.

Эксперт будет оценивать, насколько удалось реализовать алгоритм «словесного дзюдо».

***

Когда ваши отношения с администрацией искренни, доброжелательны и конструктивны, то очень возможно, что приёмы «словесного дзюдо» вам не понадобятся. Однако, они неоценимы, если отсутствует взаимопонимание и отношение к вам со стороны руководства тенденциозно.

Кроме «дзюдо», конечно же в вашей работе должна существовать система, каждый ваш приём должен быть целесообразен, обоснован технологически и теоретически и вы должны быть способно научно обосновать свои действия.

При встрече с агрессивным либо психологически жёстким поведением начальников либо коллег следует занять позицию «бесчувственного шкафа». Главное в контакте с таким человеком - «разрушить его намерения, его сценарий». На лице у вас должно быть монотония, скука, каменное лицо. «Взгляд на них равнодушный, без каких бы то ни было эмоций. Любая (агрессивная, добрая) эмоциональность со стороны контактирующих с ним людей подбавит истерику агрессору) сил на оказание сопротивления. Отношение к ним должно быть жёстким, холодным, отстранённым. Ни агрессии, ни сочувствия в его адрес со стороны контактирующего», - говорит психотерапевт Н.Н. Щерба [42, с.103].

©Клевайчук А.В., "Рабочая пропись творческого учителя", 2009, 2023

Литература

  1. Бернс Д. Хорошее самочувствие. Новая теория настроений.- М.,1995.
  2. Волович М.Б. Математика без перегрузок. - М.: «Просвещение»,1991.
  3. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий// В сб. «Хрестоматия по общей психологии». - М., 1981, с. 78-86.
  4. Границкая А.С. Научить думать и действовать. - М.: «Просвещение», 1991.
  5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.,1988.
  6. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - М.,1989.
  7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: «Просвещение»,1987.
  8. Елисеев О.П. Конструктивная психология и психодиагностика. - Псков,1994.
  9. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Психолого-педагогические мммммммммммммпоказатели результативности образовательного процесса. - Ульяновск,1998.
  10. Кант И. О педагогике// В сб. Мудрость воспитания. - М.: «Педагогика» , 1989, с.152.
  11. Коменский Я.-А. Великая дидактика//Избранные пед. соч. - М.,1955, с. 161-376. //В сб. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: «Педагогика»,1981.
  12. Корчак Я. Как на самом деле любить ребёнка. - М.: «Педагогика», 1990.
  13. Лабунская Н.А. Учитель в общении// В газ. «После уроков» №15,1996, с.2-7.
  14. Лёгенький Г.И. Цель и способы воспитания. - М.,1990.
  15. Лесгафт П.Ф. Избранные произведения. - М.:"Педаогика",1988.
  16. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. - Ульяновск,1998.
  17. Макаренко А.С. Сочинения. - М.: Учпедгиз, 1957.
  18. Макаренко А.С. Выступления и статьи по вопросам педагогики и этики. - Соч. т.5, с.454.

19. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. - М.,1977.

20. Макаренко А.С. О воспитании. - М.: «Просвещение», 1990.

21. Педагогика: учебник для вузов. - М.: Просвещение,1981.

22. Петровский А.В. Психология воспитания. - М.,1995.

23. Политическая экономия. - М.: Политиздат, 1967.

24. Прайор К. Не рычите на собаку// В журн.: «Наука и жизнь» №8, 1994.

25. Рейнуотер Д. Это в Ваших силах: как стать собственным психотерапевтом. - М.,1992.

26. Рерих Н.К. Светлые Врата. - Новосибирск,1996.

27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: «Владос», 1995.

28. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог. Об идеалах В.А. Сухомлинского. - М.: «Педагогика», 1991.

29. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.,1990.

30. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.,1992.

31. Сидоркин А.М. Парад предрассудков. - М.: «Знание»,1992.

32. Словарь практического психолога. - СПб., 1996.

33. Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. - М.: «Педагогика», 1989.

34. Сорока-Росинский В.Н. Пед. соч. - М.:"Педагогика", 1991.

35. Спок Б. Ребёнок и уход за ним. - М.,1994.

36. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. - Киев, 1979.

37. Томкинс С. Эмоции//В журн.: «Наука и жизнь» №12, 1977.

38. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1991.

39. Хэй Л. Целительные силы внутри нас. - М.,1997.

40. Чарели Э. Гимнастика для голоса// В газ.: «АиФ - Здоровье» №22,1994.

41. Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. - М.: «Просвещение», 1989.

42. Щерба Н.Н. Кто работает в банке? - СПб.,1996.

©Клевайчук А.В., 2009