Ко мне обратился Алексей* по поводу проблем в отношениях с сыном. Мальчику уже 15 лет, раньше папа и сын проводили вместе много времени, в выходные катались на велосипедах, ездили на машине на природу. Общий досуг был и с мамой и только вдвоём, они порой что-то придумывали, мастерили, скворечники, например.
Сын вырастал, постепенно всё меньше стал проводить время вместе с отцом, у него свои друзья и компании, появились другие интересы, которые отец не очень-то разделяет.
- Как бы Вы хотели общаться с сыном и как общаетесь сейчас? - Спросила я на консультации. - Можете вспомнить одно из последних ваших общих мероприятий или просто общение дома? Опишите, пожалуйста.
- Мы как-то ужинали вместе, редкий случай, когда вместе. Сын сейчас собирается поступать в художественное училище, мы это обсуждали, я искренне интересовался этой темой, не игнорировал, но постепенно он «свернул» разговор и сказал, что спешит.
- А как Вы относитесь к его выбору?
И Алексея прорвало:
- Сын давно очень хорошо рисует, занимал места на разных школьных и городских конкурсах, это здорово! Но как профессия! Вы серьёзно? На что он будет жить? Он реально собрался в наше время быть художником? И мать это поощряет! И ходит он весь какой-то чумазый – то краска на рукаве, то чернила на штанах. В комнату вообще не войти – не комната, а мастерская. Он за последние года два поправился, живот появился, у меня даже такого нет! Я предлагаю на лыжах покататься, в теннис поиграть, могу его в фитнес-клуб записать! Это же его здоровье, его будущее! Ничего ему не надо!
- Алексей, видно, что Вы очень заботливый отец и искренне переживаете за своего ребёнка. Расскажите, пожалуйста, а как Вы всё это, что рассказали мне, доносите сыну?
- Я, конечно, вот так ему это не высказываю сразу всё, это я с Вами делюсь. Я понимаю, что нотации всех раздражают. Но когда мне удаётся с ним побыть вместе, я, конечно, стараюсь ему хоть что-то объяснить. С примерами какими-то, предлагая что-то интересное.
- На Ваш взгляд интересное или на его взгляд?
Мы ещё долго разговаривали с Алексеем… Это была непростая, но очень нужная беседа.
Но по сути путь налаживания отношений с ребёнком-подросткам можно свести к трём принципам:
- Родителю нужно понимать, что для подростка норма в его возрасте – отделяться, сепарироваться, от значимых взрослых, становясь самим собой, обретая свою идентичность. Многие ценности и постулаты родителей подросток обесценивает, считает их пережитками и нерабочими моделями. И это происходит не потому, что он пошёл не той дорогой, а потому, что этого требует психика любого здорового подростка.
- Что с этим делать? Транслировать свои ценности только личным примером, а не словами и беседами. Можно сколько угодно призывать дитя читать книги, но если это не принято в семье и родители сами "сидят в телефонах", то это бесполезно. Личный пример есть, но он не работает? Значит пока не убедительно, возможно, вы не производите на ребёнка впечатление счастливого человека, на которого хочется быть похожим.
- Удачи вам друзья и положительных эмоций в общении с вашими близкими!
Ваши вопросы, а также если захотите поделиться личным опытом, пишите в комментариях.Смиритесь с тем, что закончилось то время, когда ребёнок тянулся к вашему миру. Возможно, оно закончилось на время. И потом снова продолжится. Но теперь - ваша очередь! Загляните в его мир, проявите к нему интерес, уважение. Займитесь вместе тем, что интересно и значимо для подростка! Даже если это компьютерные игры! Общие положительные эмоции лучше всего сближают и налаживают отношения.
__________
*Согласие на публикацию описания клиентского случая получены, имена и детали изменены
На консультацию можно записаться здесь в лс или в WhatsApp +7-916-694-42-28
Автор: Степанова Екатерина Сергеевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru