Госкомитет РТ по туризму начал прием заявок от компаний, которые повезут в Казань иностранцев
«Закостенелое восприятие России как очень холодной страны имеет место и останавливает турпоток в промежутке с октября по апрель», — отмечают казанские туркомпании, готовящиеся к плотному сотрудничеству с гостями из Ирана и Китая. До 4 декабря госкомитет РТ по туризму формирует списки фирм, желающих работать с иностранцами по безвизовым групповым поездкам на 2024–2025 годы. Официально о «безвизе» страны договорились еще в августе, но массовых заездов пока не случилось. О том, будет ли наплыв туристов спустя три года ограничений, почем готовят туры в Казань, и о нехватке китайских гидов — в материале «БИЗНЕС Online».
Безвизовый режим с Китаем и Ираном добрался до Татарстана
Госкомитет Татарстана по туризму начал прием заявок от туроператоров республики, желающих принимать гостей из Китая и Ирана. Списки формируют на 2024 и 2025 годы на основе соглашений между Россией и правительствами Китайской Народной Республики и Исламской Республики Иран о безвизовых групповых туристических поездках. Подобный сводный перечень туркомпаний формировали и раньше, до пандемии коронавируса в 2020 году. Затем поездки на три года прекратились вовсе, а теперь, с возобновлением соглашений, Россия вновь ожидает иностранных гостей. До 27 ноября компании должны предоставить в комитет сведения о туристической организации, а уже до 4 декабря — оригиналы пакета документов. Все данные аккумулирует минэкономразвития.
Какие требования к туркомпаниям от госкомитета Сергея Иванова? Организация должна быть внесена в единый федеральный реестр туроператоров, а также гарантийным письмом обязана подтвердить наличие у фирмы «ресурсов, сил и средств», необходимых для обеспечения личной безопасности туристов, сохранности их имущества, беспрепятственного получения медпомощи в период временного пребывания в России. В обязанности также входит предоставление гарантии страхования на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев, информирование властей о случаях несвоевременного возвращения туристов на территорию Китая, утраты ими документов на право пересечения госграницы, совершения в отношении туристов противоправных действий. В общем, компания должна нести полную ответственность за проживание и передвижение иностранных гостей.
Безвизовый режим для групповых туристических поездок между Россией и Китаем возобновили с 1 августа. Соглашение с Поднебесной действовало еще с 2000 года и позволяло организованным туристам от 5 до 50 человек посещать страну по спискам без визы и находиться там до 15 дней. Аналогичная картина и по Ирану — соглашение было с 2017-го, но из-за COVID-19 туристы не могли путешествовать.
Однако массовых заездов иностранных гостей в Россию и Татарстан после отмены ограничений сразу не случилось. Как сообщали в ассоциации «Мир без границ», в сентябре в большинстве регионов система безвизового обмена группами с Китаем не заработала, причем как в одну, так и в другую сторону. Что сейчас? На конец октября по «безвизу» для туристических групп из России в Китай выехали около 70 тыс. российских туристов. В обратном направлении приехало меньше — 25 тыс. китайских гостей. Например, Приморский край принял за полтора месяца около 15 тыс. организованных туристов, Амурская область — 5 тыс., столько же — Москва.
«Въезд в Россию из Китая достаточно маленький, потому что сезон классический кончился. Сейчас туристы, может, и приезжают, но в основном по визам и по бизнесу. Никакого взрывного роста мы не наблюдаем по ряду некоторых причин. При этом надо отметить, что многие вопросы активно решаются, снимаются определенные препятствия. Например, в Хабаровске, где пограничная служба категорически отказывалась пускать китайских туристов в Россию по спискам с электронной печатью. То есть вся страна пускала, а Хабаровск не пускал. Вопрос был закрыт», — отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» председатель совета ассоциации «Мир без границ» Александр Львов.
В следующем году безвизовый туристический поток должен «взорвать наш рынок — активно заработала электронная виза», предсказывает эксперт. Сейчас активно продвигается новый цифровой инструмент взаимодействия России и Китая, так называемый «Чайна френдли чат» — цифровая площадка, которая призвана объединить российско-китайский туристический бизнес с точки зрения коммуникации, организации мероприятий, формирования туристических предложений, проведения конференций, презентаций. Это своего рода закрытая соцсеть, говорит Львов, в которую со стороны РФ входит верифицированный российский туристический бизнес, белый, а со стороны КНР — члены китайской ассоциации туристического сервиса.
Сейчас в списке минэкономразвития — уже 364 туркомпании, сотрудничающие с Поднебесной. В Татарстане таких фирм всего 4. Больше всего в Москве — 65, Питере (45), Приморском (40) и Хабаровском крае (23). Турфирм, желающих работать с Ираном, в стране пока всего 200. Готовы возить иранцев 6 организаций из РТ.
«Пока подготовленных китайских гидов нет»
Гендиректор туристического агентства «Персона Грата» Рамиль Мифтахов, чья компания также в списке на сотрудничество с Китаем и Ираном, говорит, что формирование таких реестров стимулирует работу и взаимодействие с туроператорами тех стран, с кем формируются безвизовые списки. И чем больше операторов, тем больше интересных, конкурентоспособных предложений. Китайских и иранских гостей в Татарстан уже привозят, однако не в тех объемах, какие бы хотелось. Все упирается в отсутствие прямого авиасообщения с Казанью или редкие вылеты.
«Шаг за шагом мы достигаем определенного уровня взаимодействия, и я думаю, что на следующий год поставят прямые рейсы и из Ирана, тогда пассажиропоток станет большим, будет потенциально интересная история, — говорит он. — Если появится направление Казань – Тегеран, то можно объединять, например, рейсы Москва – Казань – Тегеран и Санкт-Петербург – Казань – Тегеран. И как только появляется перевозка прямая, сразу пассажиропоток кратно увеличится. Пока основные пассажиры, которые приезжают к нам, в Казань, — это Москва и Санкт-Петербург».
Запуск прямых рейсов Казань – Тегеран анонсировали еще год назад. Однако в день запуска перевозчик отменил рейс из-за низкого спроса. В конце января авиакомпания снова анонсировала открытие прямых рейсов с 28 марта. Затем прямые рейсы появлялись, но ненадолго. Сейчас, к примеру, долететь до Тегерана можно с пересадкой в Москве или в Стамбуле. Билет на 30 ноября стоит от 33 тыс. рублей.
«Что такое иностранный турист? Это турист, который привозит валюту: юани, доллары — это супербольшой плюс. В рублях сейчас выгодно ездить к нам, потому что курс достаточно высокий. И если в долларах по определенному формату, то это выгодная история. Например, когда курс доллара — 60, это 600–700 долларов, а если курс доллара — 90, то это уже 450–500 долларов, что существенно. В данном направлении выгоднее ездить. В будущем цена приблизительно такой же останется», — считает Мифтахов.
Руководитель бюро туристических услуг «Салават-тур» Камиль Тарзиманов ожидает потока гостей ближе к началу весны. Зима — это не самое лучшее время для путешествий и приема групп, говорит он. «Погода зимняя, неустойчивая. Сейчас вряд ли в Казань приедут какие-то серьезные группы. Но весной, с апреля, шансы большие. Тем более есть китайское консульство в Казани, есть дипломатическая база здесь. Это как операторы сумеют подготовиться и договориться с китайскими партнерами», — рассказал он «БИЗНЕС Online».
К слову, само генконсульство КНР в Казани придает большое значение развитию культурных обменов между Китаем и Татарстаном. В следующем году пройдет конкурс «Мост китайского языка», Международный день китайского языка, турнир по шашкам го, китайский фестиваль драконьих лодок на озере Кабан. А в 2024–2025-х в Китае и России будут проводиться Годы культурных обменов. «Тем более в следующем году в Казани состоится саммит БРИКС, который позволит большему числу китайских туристов познакомиться с городом и узнать больше о Татарстане. Уверен, что все больше китайских туристов будет посещать вашу республику», — рассказывал в недавнем интервью «БИЗНЕС Online» генконсул КНР в Казани господин Сян Бо.
Наплыв китайцев в Татарстан случился в 2013 году — тогда республику посетили 4 тыс. человек, в 2014-м — уже 4,5 тысячи. На фоне общего турпотока по РТ в 2 млн гостей в год на те времена китайцы не составляли и 1% в общей доле. В 2019-м их число выросло почти до 17 тысяч. Однако больших именно туристических групп все это время не было, вспоминает Тарзиманов.
«Нет прямого сообщения, в отличие от Питера и Москвы. Не все так просто, взял да принял группу. Подготовка нужна серьезная, — говорит он. — Мы еще лет 15 назад были аккредитованы для безвизового приема китайских туристов, но групп не было. И здесь для такого нужно базу иметь — переводчиков с китайского, это обязательно. Он должен знать историю и Казани, и республики. Может, и начали изучать китайский активно в вузах. Но дно дело — знание языка базового, другое — туристический язык. Это умение изложить на китайском исторические факты, достопримечательности. Пока подготовленных таких гидов нет. Переводчики есть, но они не для туристической деятельности».
«Иранцы боятся холода»
Сейчас сотрудничать с иранскими гостями готовы 6 компаний из Татарстана. Это «Спутник-Транс-Сервис-Казань», «Туристско-информационный центр», «Персона Грата», «Барабус», туристическая компания «Вин-Вин Тур» и «Казань Туристик». Еще в июле комитет по туризму РТ провел большой ознакомительный тур для иранских туроператоров в Казани. Как продвигается обмен туристами? По словам представителя аккредитованной казанской фирмы, запросы и предложения от партнеров поступают, но пока полноценного взаимодействия нет.
«Все пока на стадии переписок и запросов, конкретики нет. У нас есть программы, рассчитанные на иранцев, но эта информация конфиденциальна. Цены средние. Есть пакетные туры на два-три дня. Есть также программы „комбо“ с Москвой и Санкт-Петербургом, это все по запросу. Можно сделать легкий турпакет, где будет по минимуму экскурсий. Зависит от того, сколько готовы платить. Мы подстраиваемся под конкретный запрос. На данный момент переписываемся с операторами, предложения отправлялись, но конкретных групп с датами пока нет», — ответили «БИЗНЕС Online» в компании.
Как отмечает директор компании Любовь Ковалева, для любого гостя из теплой страны сезонность имеет очень большое значение. «Для них это холодно! Они боятся холода, для них оптимальное время для путешествия — с мая по сентябрь в лучшем случае. Поэтому, пока есть время до проработки активного направления именно на иранский рынок и приема этих делегатов, идут переговоры с туркомпаниями Ирана и разработка пакетов на будущий сезон. В зимний сезон, на текущий момент, честно, мы их не ждем. Пока что это закостенелое восприятие России как очень холодной страны имеет место и останавливает турпоток в промежутке с октября по апрель», — отмечает Ковалева.
Есть и особенности с формированием цен на туры для иранцев. К стандартной стоимости, что дается отелем, появляется перевод, валюта, конвертация, которая добавляет дополнительные расходы.
«У нас добавляются дополнительные проценты ввиду невозможности перевода платежей на текущий момент. Принимать оплату на месте мы не можем, услуга должна быть предоплачена, соответственно, все это накладывает определенное повышение на стоимость пакета», — добавляет Ковалева. К примеру, индивидуальная обзорная экскурсия (транспорт, экскурсовод плюс входные билеты) иранцам в Казани может обойтись в пределах $200 в день на группу.
«Поступали запросы на размещение на январские праздники. Там небольшие группы, семья из трех-четырех человек. Пока подтверждений не было, но интерес к России неплохой. Поток начинается с одного-двух человек, затем превращается в массовый. Это нормально. Главное — начать, сделать, красиво отработать, потом это превращается в постоянство», — надеются в туркомпании.
Анна Городнова, София Емельянова, Екатерина Халаева, Алина Блинова
Фото: «БИЗНЕС Online»