Жизнь и талант Стиви Рэя Вона овеяны легендами, и это, вероятно, известно любому, кто хоть немного знаком с блюзом. Гитарист-виртуоз овладел своим инструментом еще будучи подростком, оттачивая свое мастерство в ночных клубах родного Техаса, прежде чем добился успеха после выступления на джазовом фестивале в Монтрё и стал одним из самых известных музыкантов 20-го века.
Личная жизнь Воана отразилась в неистовом характере его творчества, его наркозависимость и алкоголизм в итоге привела к многочисленным проблемам с полицией и довела его до реабилитационных центров. В конце концов он достиг независимости от своих пристрастий, прежде чем его жизнь трагически оборвалась в результате крушения вертолета.
История и музыка Вона остались непреходящим наследием, вдохновляя поколения музыкантов прокладывать свой собственный путь. Однако многие вряд ли знают, что Вон был настоящим курильщиком трубки и часто дымил на сцене во время своих ярких гитарных соло.
Ранний период жизни
Стиви родился в Далласе в 1954 году. Его ранние годы были отмечены трудным воспитанием. Выросший в неблагополучной семье, Вон жил в страхе перед жестоким отцом-алкоголиком и часто сталкивался с неприятностями в учебе, заявляя, что его трижды исключали из средней школы. Он рано нашел убежище в музыке, приобретя свою первую гитару в семь лет. Он учился на слух, подыгрывая своим любимым песням по радио, используя игрушечную гитару в вестерн стиле из каталога Sears.
Два года спустя Вон получил свою первую электрогитару от своего старшего брата Джимми и вскоре в 1965 году сформировал свою первую группу Chantones, с которой принял участие в концертах в барах и ночных клубах Техаса. И так Вон начинал свое музыкальную карьеру, бросив школу в 17 лет.
Стиви провёл большую часть своей карьеры в относительной безвестности, переехав в Остин, где публика была более склонна к его стилю блюз-рока. Его самая успешная группа собралась в 1978 году, и с тех пор он гастролировал под именами Стиви Рэй Вон и Double Trouble (соответствует русскому «Тридцать три несчастья»).
Во время его пребывания в техасских клубах его музыкальный талант продолжал развиваться вместе с его вредными привычками. В конце 1979 года Вон был арестован дежурным полицейским, который увидел, как он употреблял кокаин возле открытого окна. Впоследствии Вона освободили под залог в 1000 баксов и запретили покидать штат, что усложнило его выступление на разогреве у его кумира Мадди Уотерса. Ему удалось пересмотреть приговор и продолжить тур, хотя Уотерс сказал о Воне: «Стиви, возможно, мог бы стать величайшим гитаристом, который когда-либо жил, но он не доживет до 40 лет, если не оставит этот белый порошок».
Прорывное выступление
Большой прорыв для Вона и Double Trouble произошел в 1982 году, когда им было предложено выступить на швейцарском джазовом фестивале в Монтрё. Виртуозная игра Вона и характерная ковбойская эстетика сделали его сет одним из самых запоминающихся на фестивале того года. Но даже тогда группа не получила всеобщего признания, и по завершении выступления к аплодисментам толпы примешались насмешки.
Однако яркий гитарист привлек внимание Дэвида Боуи, который пригласил его поработать над своим альбомом 1983 года "Let's Dance", сделав поп-альбом первым крупным коммерческим релизом Вона. Позже в том же году Вон выпустил альбом "Texas Flood", свою первую полноформатную запись, получившую широкое и давно запоздалое признание.
Хотя мало что известно о том, как Вон начал курить трубку, возможно, вдохновил его кумир и впоследствии соратник Альберт Кинг, получивший прозвище "Курящий Король", поскольку он, как известно, любил курить трубки на сцене и за ее пределами. Стиви также часто пыхтел во время игры. О том, какие табаки он любил, практически не известно ничего.
Кери Ли рисует яркую картину того, каким было выступление Вона. В своей книге «Стиви Рэй: Душа к душе» она описывает момент, когда он выходил на сцену:
"Стиви начал играть "Scuttle Buttin'", дымя кукурузной трубкой в стиле Альберта Кинга. Он склонился над гитарой, сосредоточившись на нотах, вылетающих из под его пальцев. Он взмахнул грифом, подчеркивая энергичное вступление к "Say What!" с жужжащим "вау-вау", и максимально, с огромной силой зажимая, подтягивал струны, в то время как его правая рука легко танцевала над декой... Когда он после аплодисментов возвращался на середину сцены, чтобы исполнить на бис "Lenny", его преследовал нехилый табачный дымовой шлейф. При этом он расслабленно курил трубку. В общем, исполнение песни в этот вечер было шедевральным".
Трубки Стиви Рэя
От кукурузных до пенковых, Вон был своего рода коллекционером, куря во время выступлений самые разные трубки. Во время концерта 1985 года в Японии он открыл сет своей фирменной мелодией "Scuttle Buttin'", сжимая в кулаке довольно крупного бульдога. Нам повезло, что у нас есть видеозапись этого выступления. На другой фотографии Стиви курит классическую пенковую трубку в форме драконьего когтя. Единственная принадлежащая ему трубка, которую можно точно идентифицировать — это бентовый бильярд Peterson System Standard 312.
Вон не только был лучшим гитаристом, но он еще был профессиональным курильщиком трубки. Согласитесь - всегда трудно контролировать темп курения, когда ты находишься в процессе игры на гитаре, не говоря уже о постоянном дыме в глазах.
Когда в начале 80-х Стиви, наконец, начал реализовывать свои мечты, давление славы и успеха усугубило его и без того огромную зависимость от наркотиков и алкоголя. К 1986 году Вон настолько пристрастился к виски и кокаину, что, как известно, начал подмешивать порошок прямо в бутылку «Джек Дэниелс», чтобы пить его во время своих выступлений. На пике своей зависимости он употреблял до семи граммов в день, запивая почти литром виски, количество, которое убило бы большинство людей. Его тело, наконец, восстало во время тура, и он был госпитализирован с тяжелым обезвоживанием, после чего дважды лечился в двух реабилитационных центрах.
Пробуждение
После лечения его сознание буквально "проснулось" и Стиви вступил в самый яркий творческий этап своей карьеры со своим альбомом "In Step". По словам Вона, название является отсылкой к выражению "идти смело по жизни", а в примечаниях к альбому есть отсылки к «Анонимным Алкоголикам», где певец обрёл истинную трезвость, с такими цитатами, как «Слава богу, лифт к тебе сломался». К счастью, Вон действительно не пошел дальше по наклонной, а вместо этого увидел свои самые большие успехи на сегодняшний день и, наконец, обрел некоторую степень покоя.
В 1990 году предсказание Мадди Уотерса оказалось мрачно точным, поскольку вертолет, на котором Вон сел после выступления в Висконсине, разбился в полете, оборвав жизнь Вона, когда ему было всего 35 лет. Хотя этого человека больше нет, память о нем сохраняется благодаря его музыке и вдохновляющей истории выздоровления.
За годы, прошедшие после его кончины, в честь Вона были названы многочисленные гранты и фонды для поддержки музыкантов и людей, стремящихся к трезвости. В 1994 году был проведен «Забег Стиви Рэя Вона на выздоровление» в пользу Фонда Этель Дэниелс, который стремится помочь наркоманам, которые не могут позволить себе лечение. Позже фонд MusiCares учредил премию Стиви Рэя Вона в знак признания музыкантов за их вклад в дело выздоровления. Среди тех, кто получил награду - Эрик Клэптон, Оззи Осборн, Стивен Тайлер и Дэвид Кросби.
Хотя многие курильщики трубки были важными фигурами в истории, влияние Стиви Рэя Вона на мир музыки поистине бессмертно. От его невероятного таланта до личного триумфа над своими демонами, наследие Вона будет продолжать влиять на новые поколения музыкантов через его песни, которые несут послание о выздоровлении в честь его памяти. Лично я всегда представляю Стиви в своих лучших проявлениях, курящего свой «Петерсон» и играющего на гитаре, как никто другой.
Всегда Ваш, мистер Митгаард