Вечером 10 ноября или 86 мартобря между днём и ночью мне удалось побывать на премьере спектакля «Души мертвыя» по мотивам поэмы Николая Васильевича Гоголя.
— Ваше превосходительство, он торгует мертвыми душами! — если вы ожидали увидеть каноничность известного произведения в каждой детали, то вынуждена сообщить — не увидите. В экспериментальной постановке — иная глубина.
Волшебство на сцене развернулось с раскрытием занавеса. От музыкального сопровождения игры актеров, исполнявших второстепенные роли, пробегались мурашки по коже, а все происходящее на сцене лишало мыслей о том, что происходит за пределами областного дворца культуры и искусства.
Этот спектакль можно определить так — не для всех. Его содержание составляют символы, которые необходимо обдумать, проанализировать. Что хотел донести до зрителей режиссер? Какие смыслы он вкладывал в задумку? Зачем, например, Чичиков умывался землей?
— Кто же такой этот Чичиков? Не переодетый ли Наполеон? — реплики героев вонзаются в память, оставляют след и послевкусие. Декорации и дороговизна костюмов распаляют воображение, заставляя сильнее и глубже погружаться в ревизскую сказку об одном недобродетельном человеке.
Но могу ли я набраться наглости и заговорить о Наталье Демидовой? Прекрасен Георгий Девятисильный, обворожительный до спазма в груди и обморока Тимофей Ефимцев, но Наталья Демидова — королева. Её гениальность с первой секунды заставила раскрыть рот. Даже сейчас, спустя два дня после премьерного показа, пишу и ощущаю прилив вдохновения. Наталья Демидова играет не только вечного титулярного советника из гоголевской «Шинели», но и капитана Копейкина из одноименной повести.
К сожалению, я была вынуждена покинуть постановку после первого антракта, но и первого действия оказалось достаточно для того, чтобы оценить, запомнить и запланировать повторный визит.