Рождение ребёнка, становится для многих пар большим испытанием. Даже родив долгожданных детей, испытывая радость материнства и отцовства, может омрачаться тревогами, они приобрели новый статус.
Появление малыша, зачастую «задвигает» отца на второй план. Здесь играет роль и гормональные изменения женщины, и усталость, и изменение приоритетов. Женщина, чтобы родить ребёнка отдает все свои ресурсы, психические, физические и конечно генетические. Мужчины несут менее «затратные» потери. Мать и дитя, находятся в глубокой связке, их глубокая эмоциональная и физическая связь становится безусловной. В периоды вынашивания, рождения и примерно до года, у ребенка сначала формируются отношения с матерью, как с первым объектом. На основании того, как мать взаимодействует с ребёнком формируется весь психофизиологический альянс с собой и миром. И как сама мать взаимодействует с отцом ребёнка и другими членами семьи, какая психологическая атмосфера царит в доме, как выстроена иерархия, ребёнок усваивает на до вербальном уровне. Поэтому сначала появляется диада-мать и ребенок. И только потом появляется отец.
Отношения ребенка и родителей должны перейти в триаду. Но место отцу может и не найтись, его может «исключить» сама женщина, сосредоточив все внимание на ребёнке или отец самоустраняется. Причин этого может быть множество. И не готовность мужчины к семье, не желанный ребёнок, сверхзанятость в профессиональной жизни. Неудачный и травмирующий опыт с собственным отцом. И триангуляция (в данном понимании -вовлечение отца в диаду с матерью) ребёнок-отец не состоялась. В концепцию триангуляции входят: обращенная улыбка отца, дифференциация, ранняя триангуляция, возникновение структуры Я сам, новое сближение.
Мать может препятствовать вовлечению отца или он сам не желает вовлекаться. И тогда отношения матери и ребёнка будут основаны на симбиотической связи. «Дисквалификация» отца ребёнка, может быть связана в первую очередь в восприятие женщины своего мужчины на психическом уровне. Что она на самом деле о нём думает, как общается, что она транслирует ребёнку об отце. Какие у неё были свои отношения с её отцом. «Объект отца» в психике ребёнка закладывается матерью. Если он для неё «тюфяк», «неудачник», «идиот», не состоявшийся, унижаем-то все это и интернализирует ребёнок. Женщина берет на себя мужские функции. Если отец ребёнка травмирует мать, применяет психическое или физическое насилие, унижает, «обесценивает» женщину, в ребёнке она будет искать ресурс, утешение и продолжение себя. Сливаться с ним, замещая ему отца. Модель семьи и в том и другом случае становится «детоцентрированной». Ребёнок не воспринимает реальный образ отца, может создавать «идеал отца», но он не идентифицирует себя с ним.
Мать как единственный объект любви и поддержки, не может быть плохим. Поэтому ребёнок все негативные черты матери, переносит на отца. Он становится «хранителем плохих переживаний».
На маму злиться нельзя! Ребёнок не научается проживать свои негативные эмоции, не умеет их выплескивать, не сформировано управление гневом и агрессией. И она выливается в деструктивное поведение: в детском саду, в школе, в общении со сверстниками, в магазине, где угодно. А должна сформироваться здоровая агрессия, которая должна прийти к ребёнку от отца. Умение защищать себя в мире, отстаивать свои границы –«свое место под солнцем», семейная иерархия, место ребёнка в ней, отношения родителей между собой все вкупе создает механизмы для развития личности ребёнка.
Любая «дисквалификация отца или матери», создаст для ребёнка невозможность его самоидентификации, как для мальчика, так и для девочки.
(продолжение следует..)
Автор: Панчикова Ольга Павловна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru