Финляндия в последние дни упоминается едва ли не в каждом выпуске новостей. В основном это связано с приграничной ситуацией. Закрытием КПП из-за (как оказалось вполне реального) наплыва мигрантов. Протестов по этому поводу в самой Финляндии и "пальца у виска" в реакциях со стороны России. Но есть кое-что более интересное. Это несколько исков со стороны российских верфей к финской Wartsila, ушедшей из России и не исполнившей заключённые ранее контракты.
Спор начался с дейдвудного устройства и дизель-генераторов, которые должны были поставить на ледоколы проекта 22220 "Якутия" и "Чукотка". "Балтийский завод" оплатил Wartsila Solutions Oy поставки на сумму 7,6 млн евро, однако финская компания исполнила обязательства только на сумму в 2,6 млн. В марте 2022 года она уведомила заказчика о приостановке исполнения обязательств по договорам, сославшись на ограничительные меры Великобритании, ЕС и США, введенные в отношении России и Белоруссии.
После чего начался скучный судебный процесс, с попыткой финнов перетащить разбирательство в Хельсинки. Не сумев добиться в российском суде переноса споров с "Балтийским заводом" в Торговую палату Хельсинки. 13 ноября финский концерн проиграл спор в кассационном суде. Не прокатило!
Позднее к "Балтийскому заводу" присоединились ещё несколько верфей. "Северная верфь", "Адмиралтейские верфи", "Красное Сормово" и прибалтийский завод "Янтарь" - входят в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).
Не стану грузить вас подробностями этих претензий. Так или иначе они касаются судового оборудования. Кому интересны эти детали - легко найдёт информацию на профильных ресурсах. Для нас важен контекст и фактура.
А он весьма любопытный. С одной стороны пример деловой кооперации с успешной компанией из соседней и когда-то дружественной страны. Это обычная общемировая практика. Кто-то размещает заказы целиком, кто-то закупает компоненты. И здесь финский производитель имел возможность участвовать в крупных проектах с хорошей перспективой. Но... Великобритания и США запретили.
Не стану утверждать, что неисполнение обязательств - было злым умыслом финнов. Говоря языком уголовной практики: имея умысел на хищение и не собираясь исполнять взятые на себя обязательства. Ст. 159 УК РФ. Вероятно, это действительно зависимость от обстоятельств. А теперь, потеряв выгодный контракт, пойдя на поводу у "генераторов санкций" ещё и деньги отдавать требуют! Это одна сторона.
Вторая. Можно ли судить ОСК за такую политику? С одной стороны организация действовала исходя из тех условий которые сложились под давлением обстоятельств. Стремясь создавать современные суда, используя, как уже сказал, общемировую практику. Вроде как быть "правильной компанией мирового масштаба".
Но учитывая происходящее в последние годы, как минимум, странно было наедятся на надёжность этих схем с такими партнёрами, как финны. Всё происходящее после февраля 2022 было вполне ожидаемым. Возможно, конечно, для них не был ожидаем сам февраль 2022?
Вот здесь то и вскрылись стратегические просчёты ОСК. Не уделявшей должного внимания модернизации производства и развития компетенций по ключевым направлениям. Включая и судовое оборудование. Здесь легко можно сравнить, как "маневрировали" в схожих обстоятельствах ОАК и ОСК. Как быстро удалось импортозаместить тот же Сухой или вот "Ласточки" и "Иволги" от ТМХ. Конечно, атомный ледокол не тоже самое, что поезда, да и самолёты. Но и мы не говорим о необходимости 100% замещении. Речь ведь лишь о нескольких узлах.
Полагаю и эта причина легла в ту самую папочку с решением о смене руководства ОСК.
Спасибо за внимание к публикации!
Впервые здесь? Подписывайтесь! Вместе веселее!
Дмитрий Матвеев || DM_812
В ВК vk.com/dm_812