Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 22 ноября в разные годы, – в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1605 год. Обручение по доверенности Марины Мнишек и Лжедмитрия I в Кракове
Обручение по доверенности – процедура по тем временам распространенная. В данном случае интересы жениха представлял его «посол» из Москвы дьяк Афанасий Власьев, который и изображал во время церемонии царя. Реальную же свадьбу с провозглашением Марины царицей сыграли в Кремле 18 мая 1606 г.
Быть женой безродного и к тому же некрасивого самозванца, который за четыре месяца до обручения с нею венчался в Успенском соборе Московского Кремля на русское царство под именем Дмитрия Ивановича, сына Ивана Грозного, юная дочь знатного польского воеводы Юрия Мнишека согласилась из чисто корыстных соображений. При помолвке Лжедмитрий I обещал Марине кроме денег и бриллиантов города Новгород и Псков, а также право исповедовать католичество.
Лишь неделю она царствовала в Москве. Уже 27 мая Лжедмитрий I был низвергнут и растерзан, а чудом уцелевшая Марина подалась в бега. Впереди ее ждали события, достойные описания в приключенческих романах. Кончилось тем, что она оказалась женой уже другого самозванца – Лжедмитрия II.
С мужьями ей явно не везло: в декабре 1910 г. Тушинский вор, он же Лжедмитрий II, был убит. А в январе следующего года Марина родила сына Ивана, прозванного в народе Воренком. Логика тут проста: раз отец вор, значит и сын такой. Хотя не факт, что Иван был сыном Лжедмитрия. Отцом ребенка мог быть и атаман донских казаков Иван Заруцкий, с которым Марина была близка и, по слухам, тайно обручена. Как бы то ни было группа заинтересованных товарищей, как сказали бы в наше время, поспешили объявить Ивана Дмитриевича наследником престола. Но и тут Марина промахнулась. Подступившее к Москве земское ополчение заставило ее бежать сначала в Рязанские земли, потом в Астрахань и наконец вверх по Яику (т. е. по Уралу). В июле 1614 г. она была настигнута московскими стрельцами у Медвежьего острова и вместе с сыном и своим покровителем Заруцким доставлена в Москву.
Здесь атамана посадили на кол, Марину в темницу, где в том же году она «умерла с тоски по своей воле», а трехлетнего Ивана повесили у Серпуховских ворот. Современники утверждали, что петля не затянулась на шее мальчика, и он погиб от холода лишь несколько часов спустя. В веках живет предание, согласно которому Мнишек перед смертью прокляла Романовых, предсказав, что ни один из их рода не умрет своей смертью и что убийства будут продолжаться, пока все Романовы не погибнут.
1931 год. Британская газета «Обсервер» сообщает о вкладе иностранных рабочих и специалистов в создание советских предприятий
Московский корреспондент лондонского издания писал: «В настоящее время на службе в СССР находится от 5 до 10 тысяч иностранных инженеров, техников и квалифицированных рабочих. На первом месте среди них стоят немцы, на втором – американцы. Работы по сооружению всех главных предприятий пятилетки осуществляются под руководством иностранцев. Американцы руководят постройкой Днепростроя, тракторного завода в Сталинграде, автомобильного в Нижнем Новгороде, сталелитейного в Магнитогорске и в Кузнецке; немецкие же инженеры главным образом заняты в химической, угольной и сельскохозяйственной промышленности. При этом иностранные спецы не только получают гигантские оклады, но и награждаются орденами Ленина и Красного Знамени… Но вот с иностранными спецами, поведение которых не нравится властям, советское правительство не церемонится. Оно расторгает с ними контракты и высылает за границу…»
Надо сказать, что начавшийся в 1929 г. мировой экономический кризис стал невольным подспорьем для советской индустриализации. «Учитывая конъюнктуру, сложившуюся за границей в связи с обострением безработицы даже среди технической интеллигенции, мы считаем необходимым форсировать вербовку за границей специалистов и рабочих для промышленности», – писал в сентябре 1931 г. в докладной записке в ЦК ВКП(б) начальник сектора кадров Наркомата снабжения СССР А. Л. Гилинский. И с тех пор число иностранных рабочих и специалистов на советских заводах росло ударными темпами.
1941 год. Начало движения по льду Ладожского озера
Заработала Военно-автомобильная дорога № 101 – транспортная артерия блокадного Ленинграда, Дорога жизни. В тот день в Кобону (поселок, в годы войны ставший важнейшим пунктом в снабжении осажденного города и эвакуации его жителей) за ржаной мукой отправилась первая автоколонна из 60 машин.
Шофер Иван Максимов вспоминал: «Я был в этой колонне. Над озером стояла темная и ветреная ночь. Страх леденил сердце, тряслись руки: наверное, и от напряжения, и от слабости – четыре дня, как и все ленинградцы, мы получали по сухарю в день… Но наша автоколонна только что была в Ленинграде. И я видел, как погибали люди от голода… Спасение было на восточном берегу. Мы понимали – любой ценой надо было туда добраться. Не все машины достигли берега, но первый групповой переезд был совершен. Запомнилась даже первая горячая похлебка, которую мы получили.
На следующий день эти машины шли обратно, везя ленинградцам хлеб. Пока лед был тонок, нельзя было полностью грузить машину. Приспосабливались к обстановке – использовали санные прицепы, чтобы уменьшить нагрузку на лед.
Первые рейсы врезались в память как самые трудные. Ехали медленно, напряженно, как бы прощупывая путь… Через несколько дней пригляделись, почувствовали дорогу, появилась уверенность».
Каждый рейс по озеру был подвигом. Несмотря на морозы и метели, на огонь вражеской артиллерии и удары с воздуха, движение грузового автотранспорта не прекращалось ни на один день. За первую, самую тяжелую, блокадную зиму 1941–1942 годов по Дороге жизни в Ленинград было доставлено свыше 360 тыс. т грузов, переправлены 6 стрелковых дивизий и танковая бригада. Были эвакуированы 539 тыс. 400 ленинградцев. 18 января 1943 г. советские войска взяли Шлиссельбург, и блокада города была прорвана.
1956 год. Открытие XVI Олимпийских игр в Мельбурне
На Играх в Австралии сборная Советского Союза выступила поистине триумфально, впервые обойдя в медальном зачете команду США. Атлеты завоевали 37 золотых, 29 серебряных и 32 бронзовые награды. У американцев медалей оказалось значительно меньше — 32−25−17. Третье место в общем зачете заняла сборная Зеленого континента (13−8−14).
Ряд стран бойкотировали эти Игры по политическим соображениям: Египет, Ливан, Нидерланды, Испания и Швейцария отказались прислать свои команды в знак протеста против действий Франции, Великобритании и Израиля в Египте и советского вторжения в Венгрию, а Китай отказался участвовать в Олимпиаде в знак протеста против приглашения команды Формозы (современный Тайвань).
Из-за больших транспортных расходов многим странам пришлось сократить составы команд, и поэтому в Мельбурне собралось меньше атлетов, чем на Игры 1948 и 1952 гг. Участниками спортивных сражений стали 3 155 спортсменов из 67 стран мира.
В те годы еще не существовало вместительных самолетов, способных совершать дальние перелеты, поэтому путь советской делегации был долгим. Несколько дней ехали на поезде до Владивостока. Там задержались, чтобы адаптироваться и привыкнуть к часовому поясу Мельбурна. Потом загрузились на теплоход «Грузия» и взяли курс на Австралию.
Достичь пика формы не к лету, как обычно, а к ноябрю – декабрю, когда проводились соревнования Олимпиады-1956, было для спортсменов Северного полушария еще той задачкой. И лучше всего, судя по результатам, с ней справились советские представители.
Рекордсменкой Игр в Мельбурне стала гимнастка Лариса Латынина, выигравшая четыре золотые медали. Всего же советские гимнасты увезли домой одиннадцать золотых, шесть серебряных и пять бронзовых наград!
Две золотые медали на длинных дистанциях 5 000 и 10 000 м взял участник Великой Отечественной войны Владимир Куц, установив при этом новые олимпийские рекорды. Советские спортсмены победили также в состязаниях по футболу, современному пятиборью, боксу, классической борьбе, гребле на байдарках и каноэ, стрельбе. В соревнованиях по академической гребле, баскетболу, вольной борьбе, легкой и тяжелой атлетике они заняли второе командное место.
1979 год. Премьерный показ фильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» в ленинградском Доме кино
Сценарий двух первых серий цикла писали Юлий Дунский и Валерий Фрид. Причем создавали сценарий, как они думали, в стол, никто им такого заказа не давал. Готовый материал был отдан на «Ленфильм», и им сразу же заинтересовался режиссер Игорь Масленников. Он только-только закончил картину «Ярославна, королева Франции», где действие происходит на Руси XI века, и теперь решил окунуться в антураж викторианской Англии.
На роль Шерлока Холмса Масленников позвал Василия Ливанова, с которым ранее уже работал. Хотя ему советовали найти другого актера – все знали скандальный характер Ливанова. Режиссер был непреклонен. Но чуть не пожалел о своем выборе, когда однажды тот запил и поставил съемки под угрозу срыва. Разгневанный Масленников заявил о намерении переснять все сцены с Ливановым и даже нашел ему замену в лице актера Бориса Клюева. Узнав об этом, Ливанов вмиг бросил пить и стал выполнять все требования режиссера.
Актера на роль Ватсона искали долго. Масленникову не нравилась кандидатура Виталия Соломина: «Русское розовощекое лицо – ну какой это англичанин?» Но тут ему показали фотографию Соломина с приклеенными усами, где он был очень похож на самого Конан Дойла, и режиссер понял – это Ватсон.
Все фильмы про Холмса объединены запоминающейся музыкой Владимира Дашкевича, а основная музыкальная тема стала настоящим хитом. Как-то композитор приехал в Дом творчества в Репино, и там к нему тут же подошли два профессора-музыковеда с просьбой разрешить их спор.
«Они поспорили на бутылку коньяку, – рассказывал Дашкевич в одном из интервью. – Один считал, что я заимствовал мелодию у английского композитора конца XVII века Перселла, а другой — что эта музыка была взята из Бриттена, который писал в начале XX века. Я им честно сказал, что никогда не изучал творчество этих композиторов и что музыку свою всегда беру из головы. Они очень обиделись и, наверное, до сих пор думают, что я не сказал им правды».
После премьерного показа ленту еще какое-то время монтировали и в марте наконец показали широкой публике. Фильм сразу же стал популярным. Уже после первого месяца показа в СССР начали появляться анекдоты про Холмса и Ватсона. А создателей фильма завалили письмами с требованием продолжения. Впрочем, зрители могли бы об этом не писать – к тому времени Масленников и сам уже работал над второй частью.
Всего же до 1986 г. было снято пять фильмов цикла про Холмса, состоящих из одиннадцати серий.
Смотрите также: