Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Не сотвори себе …

К какой бы религии вы не принадлежали, какую бы веру не исповедовали, пусть то христианство, мусульманство или даже атеизм, в каждой вере есть свои маяки, свои заповеди, предупреждающие человека о том, что нарушение этих разумных ограничений принесет человеку страдания, чем сделает его жизнь несчастной и безрадостной.

Есть такая заповедь: «Не сотвори себе кумира». Кумир – это божок язычников, которого люди почитали, приносили ему дары и подаяния в ожидании исполнения их желаний. А если все шло не так, как человек ожидал и о чем просил идола, то часто идолов наказывали, лишали их подношений, а могли и подвергнуть физическим наказаниям.

В нашей с вами жизни мы сами «творим» себе кумиров-божков. Коим с радостью в виде подношения дарим свою жизнь, в ожидании получить все то, о чем нам мечтается и желается, и это отнюдь не айфон последней модели и не квартира в столице, и даже не жизнь в раю …

В семье родился ребенок, долгожданный или нет, единственный или не первый, но он родился у родителей, каждый из которых, с его появлением на свет, связывал свои какие-то интересы и надежды. Кто-то мечтал, что именно этот ребенок станет знаменитым и прославит их род, и тогда … Кто-то надеялся, что этот ребенок принесет ему признание родителей, так как … Кто-то ожидал, что после рождения он получит … В общем, впуская в этот мир ребенка, мало кто заботится о том, что просто будет его любить, таким как он есть. У всех родителей есть свои ожидания, страхи, надежды, связанные с тем, что у них есть этот ребенок. Все эти ожидания, страхи и надежды пришли к родителям этого ребенка через проживание собственных жизней, через опыт своего детства и своего общения как со своими родителями, так и со многими другими людьми.

Вот только родившийся ребенок об этом не знал, не догадывался и не мог даже предположить. Он видел перед собой лишь тех, кто всегда был рядом – своих родителей, ставших для него всем миром. И когда ребенок видел, что кто-то из родителей был огорчен, обижен, встревожен, конечно, ребенок думал, что это из-за него. Он же даже не предполагал, что в мире его родителей кроме него есть еще кто-то, кто важен для них. Для каждого ребенка его родитель самый важный человек, почти что Бог, обладающий непогрешимостью, справедливостью, знающий и умеющий все.

И если этот сверхчеловек говорит ребенку, что тот не такой как ему нужен или реагирует строгостью или грубостью на те или иные проявления ребенка, тот беспрекословно верит в то, что сделал что-то «плохое», «обидел» своих родителей, повлиял на их состояние, нанес им ущерб … Рождается чувство вины, как и желание избегать подобного состояния. А значит, ребенок учиться быть таковым, каким его видеть хотят. Учится не задумываясь, так как чувствовать себя виноватым страшно-тревожно, а усомниться в неправоте родителя вообще невозможно.

Родитель же из своего чувства вины, за то, что он не таков как от него ожидают им сотворенные «боги», или еще по какой причине, даже не мыслит о том, что же в душе ребенка творится в момент, когда тот родитель его призывает стать лучшим, быть хорошим или делать так, как нужно, а все потому, что так не поступают любящие и благодарные дети …

Наступает момент, когда ребенок сам решает быть таковым, как от него требуют или ожидают, ибо тогда он получит признание, любовь и защиту, в которой нуждается больше всего, и дать которую могут ему родители – «боги». Он даст им себя, таковым как им надо, чтоб их «боги», смогли дать им то, что родители так ожидают, и вот тогда ребенок получит от них то, что так нужно ему.

Ребенок одевает на себя личину «хорошего», «лучшего», «отличника», «самостоятельного», «терпящего», «за все отвечающего», «все понимающего», «благодарного», все маски и роли не перечесть. И все это лишь для того, чтоб угодить своим кумирам и получить от них то, что ребенок так ожидает.

Вот только родители этого и не видят, они видят лишь то, что по прежнему их «боги»-кумиры так и не стали к ним добрее, так и не дали им то, что и их ребенок ожидает от них.

Мы все принесли дары своим кумирам, мы все ради их любви и внимания пожертвовали частью себя, и не самой худшей частью. Мы все будучи чьими-то детьми пошли на предательство себя, на отторжение себя в надежде получить желаемое и необходимое.

В момент предательства мы теряем связь с этой частью себя, забываем о ней. Но в нас остается чувство, что мы сделали что-то не так, вот только кому и зачем мы не помним. Нас поддерживает лишь надежда, что «боги» оценят наши жертвы и старания по заслугам, что мы получим награду и тогда все изменится к лучшему.

Вот только не спешат с наградой наши живые «кумиры», и все не так и не то, всегда им есть за что нас отругать, всегда есть за что быть недовольными и требовательными к нам, чтоб ты не делал все мало, или вовсе не то.

И чувство вины идет рядом и гложет нас все сильнее. Мы верим не переставая, что все дело в нас, что нужно приложить побольше стараний и все будет так, как мы ожидаем.

Нас раздирает гнев на себя, мы давимся обидой и гневом на них, кумиров своих, нас мучает страх, что так никогда мы и не достигнем того, что ожидаем от них, рукотворных «божков». Мы тонем в тревоге, что жертв недостаточно нашим кумирам, что им всего мало и все что даем, все не то …

А годы идут, и детство прошло, и юность уходит, и мы уже так похожи на наших кумиров, и дети, рожденные нами, смотрят на нас с надеждой и страхом, ожидая любви.

Но видим ли мы эти взоры детей, что глядят снизу вверх на тех, кто для них стал всем миром? И почему нет сочувствия к тем, кого в мир привели, и кто идет той дорогой, что когда-то и мы?

Мы слепы и глухи к детям своим, как слепы и глухи к нам были и наши кумиры.

Автор: Гутярь Светлана Владимировна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru