Найти тему
Владимир Гордеев

Прямохождение (2006, Нидерланды, фантастика): Наш мрачный фантаст в Голландии

Черно-белый фантастический фильм про ученого-биолога, лауреата какой-то там государственной премии, на которую он покупает дом в сельской местности и переезжает туда с женой и двумя малыми детьми, чтобы провести лето, нежась в сильных порывах ветра, отгоняющих комаров. Дети лезут в подвал и находят груду человеческих костей, старые кинопленки и пыльные отчеты и мануалы. Предметами детского баловства заинтересовывается и отец. Оказывается, что в подвале находится давно забытый научный архив прежнего владельца дома, ученого-антропотехника, который выдвинул новую гипотезу о том, почему же всё-таки появились прямоходящие. Властям в 30-е годы эта гипотеза показалась интересной, экспериментальным исследованиям дали ход, но — через какое-то время проект закрыли.

Однако подопытные образцы выжили. И вот, надысь, сбежали. А ученый-биолог обнаружил, что ученый-антропотехник — его отец. Надо же, а он-то вырос в детдоме и родителей своих не знал!

Кадр из фильма "Прямохождение" (2005)
Кадр из фильма "Прямохождение" (2005)

Вроде бы, интересный сюжет, да? Не то, чтобы сильно оригинальный, но интересный. Очередная вариация на тему сумасшедших ученых. Секретные испытания, гебня и всё такое. Евгений Юфит, опять же, классик российского авангардного кино, изобретатель некрореализма. Фильм мог стать культовым. Но не стал. И здесь, наверное, не при чем происки врагов некрореализма. Как не при чем и слабая пиар-кампания. Юфит со смаком и большим знанием дела создает удручающе-депрессивную атмосферу. Катакомбы, древние кинохроники, пластмассовые телефонные аппараты, страшные голые недолюди…

Всё это очень круто. Отчетливые черные руки тянутся из отчетливых серых кустов за какой-то деревянной фигней, — это еще круче. Или вот: на дворе начало лета (о чем извещает за кадром супруга ученого), ученый лихо выскакивает во двор, обливается из ведра водой, а потом срывает с дерева яблочко. Понятно, что в начале июня яблок никаких быть не может, и я сперва подумал, что это обычный косяк, но потом понял, что Юфит помещает своего героя в особый некро-рай. Где все, и взрослые, и дети, готовы целыми днями разгребать бесконечные, нескончаемые груды человеческих костей.

Кадр из фильма "Прямохождение" (2005)
Кадр из фильма "Прямохождение" (2005)

В общем, всё это заманчиво и любопытно, немецкий экспрессионизм, документальные вставки, "наука"...

Но минус, и серьезнейший, вот в чём: фильм невыносимо скучен. А скучен он потому, что Юфит, будучи некрореалистом, находится в тяжелых взаимоотношениях с живой природой — с человеческими характерами и типажами. Его герои ходят, что-то делают, но вызывают у меня, как зрителя, ноль эмоций, что в полнометражном кино недопустимо.

В фильме отсутствует драматическая подоплека, в нем ничего не трогает. Сюжетный костяк есть, а мяса и мышц — нет. Что-то явно недопоказано и недосказано. Искреннее изумление вызывает внезапное сумасшествие главного героя. С чего он спятил? Да, где-то в середине фильма у него начали слезиться глаза, но это, наверное, из-за его приверженности к чтению старых архивов? А чего это он вдруг вскочил и побежал в поле, размахивая руками и собирая ими финальные титры?.. Впрочем, зритель ведь тоже относится к живой природе — зачем истинному некрореалисту подогревать на протяжении фильма зрительский интерес, и вообще как-то заморачиваться чужими, инородными интересами?

Кадр из фильма "Прямохождение" (2005)
Кадр из фильма "Прямохождение" (2005)

Оценка: 5,0 из 10.

Режиссер: Евгений Юфит.
Сценарий: Евгений Юфит, Игорь Хадиков,
Оператор: Дмитрий Алексеев, Евгений Юфит.

В главных ролях: Виктор Михайлов, Елена Сапожинская.
В ролях: Сергей Чернов, Станислав Илюхин, Валерий Криштапенко.

Читайте также на моем канале:

Сюрреализм | Владимир Гордеев | Дзен