Найти тему
1,2K подписчиков

Специалист по мокрому делу

9,3K прочитали
Пять тысяч рублей в день для хорошего сантехника сегодня не предел

Сейчас всё больше «белых воротничков» вспоминают, что когда-то они неплохо умели работать разводным и газовым ключами. Те, кто возвращается к почти забытому ремеслу, внакладе не остаются и возвращаться в «опен-офисы» не спешат.

Сегодняшний сантехник совершенно   не похож на  знаменитого Афоню  из одноимённого фильма Георгия Данелии
Сегодняшний сантехник совершенно не похож на знаменитого Афоню из одноимённого фильма Георгия Данелии

Прохор ВАСИЛЕВСКИЙ, слесарь-сантехник 5-го разряда, стаж – 25 лет:

– Всё началось в 1988 году. Тогда в наших школах существовало такое понятие, как УПК, учебно-производственный комбинат, через который проходили все учащиеся 9–10-х классов средней школы. Я выбирал себе спокойную специальность, что-то вроде «озеленителя», но тут ко мне пристал друг. Сейчас он создатель и главный акционер успешного выставочного комплекса. «Давай пойдём в слесаря!» Уболтал меня и ещё третьего нашего друга (банковского служащего средней руки). По окончании я получил 2-й разряд. Дальше, опять же, сантехники у меня в планах не было, а был в них МГИМО. Но я там экзамены благополучно провалил. И вот тут специальность помогла. В институте была вакансия сантехника, на которую я и устроился. Обычная советская практика: зацепиться в вузе лаборантом, сантехником, сторожем, хоть кем. Год поработать, подготовиться, у преподавателей примелькаться и поступить.

Но меня оттуда призвали в армию. Раз сантехник, стало быть, в стройбат. За два года службы получил еще массу сопутствующих специальностей: электрик, стропальщик, монтажник, даже каменщик. Вернулся, опять же, несколько лет честно отработал сантехником, потом поступил в институт. Получил сначала юридическое образование, потом экономическое. Устроился на очень неплохую работу: за нормальные деньги компилировал и выкладывал в Сеть экономические новости: «Согласно последнему квартальному отчёту, компания Cisco получила в виде чистой прибыли столько-то миллионов долларов...» Но в одно относительно прекрасное утро я вдруг понял: то, чем я занимаюсь, это ни о чём и никому. Те, кому интересны квартальные новости Cisco, пасутся на их сайтах. А я, в сущности, лишь имитировал какую-то деятельность. И чем дальше, тем противнее мне было этим заниматься.

В то время у меня неплохо пошла как раз тема с мелким домашним ремонтом. Это был такой своеобразный период отката, начало 2000-х. Евроремонтное похмелье после эпохи, когда маленькие таджики и молдаване умело изображали из себя сантехников, электриков, стекольщиков и так далее. Бывало, придёшь к клиенту, залезешь в систему, а там, мамочка моя, так всё наляпано, вообще непонятно, как это всё хоть какое-то число лет продержалось. Трубы не загублены, на эксцентриках висят, слив-перелив замурованы, унитаз без всякой гофры стоит. Начинаешь со всем этим добром разбираться. И вскоре времени на новости компаний у меня уже не осталось. Вот такая скучная история.

Сядьте в круг

Что естественно, то не только не стыдно, но и возраста не имеет. Вот и профессия сантехника по древности сравнима с возрастом если не человека, то человеческой цивилизации. Первый из известных нам «унитазов» был создан почти пять тысячелетий назад. Древние шумеры вырезали его специально для своей царицы (либо главной жрицы, сейчас уже не разобрать) Пуаби. Стульчак Пуаби был совмещён с троном, так что правительница могла заниматься государственными делами, как говорится, не отвлекаясь.

Примерно в тот же период, только уже в долине реки Инд, в городе Мохенджо-Даро, на территории современного Пакистана, была построена первая из известных нам канализаций. Позже похожую соорудили в Вавилоне, а построенная в Риме в конце VI века до нашей эры по приказу царя Луция Тарквиния Приске Большая Клоака действует (как ливнёвка) и по сей день.

Древнеримские туалеты от современных дачных конструкцией отличались не сильно. Разве что отсутствием двери. Вообще, в Древнем Риме и Древней Греции в моде были общественные туалеты, в которых граждане, сев в кружок, общались, узнавали последние новости, вели философские споры.

Водопроводы появились несколько позже, примерно три тысячи лет назад. Правда, изначально это была система не труб, а каналов. В Библии рассказывается, как царь «Езекия запер верхний проток вод Геона и провёл их вниз к западной стороне города Давидова» (II Паралипоменон 32:30). Езекия – это примерно VIII век до нашей эры. В Древнем Риме водопроводы называли акведуками и устраивали во всех более-менее серьёзных городах. А вот в Новгороде, в Ярославовом дворище, в XI веке водопровод был устроен уже из труб, правда, деревянных.

Тем не менее официально профессия «слесарь-водопроводчик» появилась относительно недавно, в XIX веке. К тому времени и канализация, и водопровод уже прочно вошли в человеческий обиход и потребовался целый класс рабочих, которые могли бы обслуживать эти системы качественно и недорого.

К СВЕДЕНИЮ
Первый UNITAS англичанин Томас Твайфорд запатентовал в 1883 году, а уже на следующий год на Лондонской международной выставке (сейчас известной как ЭКСПО) его конструкция получила золотую медаль по линии здравоохранения. Слово unitas в переводе с латыни обозначает «единство». Сам Твайфорд говорил, что имел в виду «единство устремления и исполнения». В русском языке название закрепилось еще и потому, что первые устройства по английской системе у нас начала в 1909 году выпускать испанская компания Unitas, основным занятием которой была электрификация больших городов.

Лучше ЖЭКа может быть только ЖЭК

П. В.: В советские времена образ сантехника стойко ассоциировался с Афоней, Афанасием Борщовым – героем комедии Георгия Данелии. Такой вроде и неплохой мужик, но пьяница, халтурщик и взяточник. И это было недалеко от истины. Действительно, в те времена способ отблагодарить водопроводчика был практически один – бутылка. Деньги – как-то неудобно, да и противозаконно, а бутылка для мужика – самое оно. А теперь смотри. Участок для жэковского сантехника – это примерно 200 квартир. Значит, 10–12 вызовов за день, 5–6 бутылок. Что-то менялось, что-то отдавалось «наверх», что-то сдавалось за полцены таксистам, но и выпивалось тоже немало. И чем дальше, тем больше. Конечно, были и непьющие, и малопьющие. Они предпочитали вместо бутылки взять трёшку. Но такие надолго не задерживались. Нет, их не вытравливали и не выгоняли, как раз наоборот, они достаточно быстро уходили на повышение. В жэковской системе была достаточно протяжённая иерархия, позволявшая быстро идти вверх. Бригадир, техник, старший техник, начальник участка, мастер, инженер, главный инженер. Подняться за десять лет до уровня сотрудника горисполкома, отвечающего за ЖКХ, было не так сложно. При наличии ума, стойкости и честолюбивой жилки. А слабые волей и на самом деле не очень толковые мастера зависали на уровне дежурного участкового мастера. Это был самый низкий уровень.

Следующий – мастер, работающий, скажем, на заводе, в больнице, в театре, в институте. Тут сантехник был жизненно важной фигурой. От него зависела, да и сейчас зависит жизнь предприятия. Везде были свои плюсы. Сантехник в больнице имел доступ к хорошей медицине, в универмаге – к дефицитным товарам, в театре мог достать билет на спектакли. Такие люди в иерархии блата были всегда полезными. У нас, в МГИМО, было вообще интересно. Во времена, когда для рядового советского гражданина выезд за рубеж был чем-то нереальным, сантехники, работавшие в системе МИДа, раз в три года выезжали в длительные загранкомандировки в наши иностранные представительства. Работаешь исправно, без нареканий – получи Болгарию, Чехословакию, Югославию, ГДР, Кубу, Францию, а то и США с Японией. Конечно, были и Никарагуа с Эфиопией, но для советского человека и это было великое благо и счастье.

Сейчас вопрос текучки в рядах участковых сантехников пытаются решить различные мелкие частные диспетчерские службы вроде «Мужа на час», «Проблем в доме нет» и так далее. Они честно пытаются подменить собой ЖЭК, но им это плохо удаётся. Виной тому два фактора. Первое – высокие накладные расходы.

П. В.: Вот, самая элементарная сантехническая деталь, силиконовая прокладка. Она стоит в розницу 10 рублей, а мастерам, берущим какие-то оптовые сантехзаказы, и вообще часто достаётся даром как бонус. Но клиенту её замена обойдётся уже в тысячу рублей, поскольку дешевле выезд нерентабелен. Из этой тысячи половину себе берёт диспетчерская служба, которая тоже меньше взять не может, поскольку там аренда офиса, бухгалтерия, call-центр, сайт, реклама, менеджмент и так далее. Мастеру же остаётся всего пятьсот рублей, что вряд ли кому может понравиться.

В Красноярске сантехнику  поставили необычный полуподземный памятник. Фото: globallookpress.com
В Красноярске сантехнику поставили необычный полуподземный памятник. Фото: globallookpress.com

Отсюда второй фактор – высокая текучка. Хороший сантехник работает на такие диспетчерские всего пару-тройку месяцев, за которые собирает собственную клиентскую базу, после чего уходит в свободное плавание.

П. В.: Я каждому новому клиенту оставляю красивую визитку и обещание солидной скидки, если он обратится ко мне напрямую. Скидка оправданна вдвойне. Во-первых, я не кормлю диспетчеров, во-вторых, я уже разобрался в данной конкретной системе и знаю, что от неё ожидать, какие инструменты брать на данный объект. Я знаю, какие там трубы, какие сложности, есть ли там затяжки, какого качества сантехника и прочее. Клиент знает меня, знает, что я ему всё сделаю хорошо и цену ломить не буду, ему не надо искать ничего нового. И я клиента тоже знаю. А диспетчерская остаётся сбоку.

Единственный вариант, как сделать систему централизованного ремонта рентабельной, может начать работать, когда на стандартный городской район будет приходиться человек пять хороших мастеров. Тогда они могут скооперироваться, вместе собирать заказы, обмениваться ими и создать вменяемую систему взаиморасчётов. Но в результате мы получаем горизонтальную структуру, очень сильно напоминающую ЖЭК. То есть лучше жилищно-эксплуатационных контор пока ничего не придумано.

СОВЕТ
Прохор Василевский: Сейчас при установке стиральных и посудомоечных машин модно ставить медные трубки. Делать этого нельзя категорически. Они у нас вообще запрещены к установке. Их хорошо ставят в США, Канаде, но не у нас, поскольку у нас другие стандарты подготовки воды. Там вода бескислородная, поэтому 90% внутренней разводки – медь. У нас вода насыщена кислородом, в результате медь окисляется, и дело не только в том, что трубки могут прохудиться, а в том, что оксид меди ядовит. Как-то я приехал по срочному вызову к одному богатому клиенту. Он поставил у себя дома огромнейший пятикубовый аквариум с автоматическим жизнеобеспечением, которое ему умельцы сделали на красивых медных трубках. В аквариуме вода не просто с кислородом, она им искусственно насыщена. В результате настало время, когда трубкам всё это кислородное безобразие надоело, пять тонн воды вылилось в зал и залило вниз восемь этажей.
Ещё одно неоправданно модное веяние – силуминовые краны. Силумин – сплав алюминия с кремнием. Материал красивый, но уж очень хрупкий, поэтому краны эти – фактически одноразовые. Поставить его – никаких проблем нет, но когда начинаешь снимать, очень часто его резьбовое окончание остаётся в трубе, и его приходится оттуда долго и нудно выковыривать. Поэтому, когда я слышу, что работать надо с силумином, сразу назначаю полуторный тариф.

Услуги и цены

Стандартный чемоданчик современного сантехника включает в себя:

  • ключи разводной,
  • шведский большой и малый,
  • накидные (несколько штук),
  • шарнирный с пластиковыми губками (для затягивания декоративных деталей),
  • комплект шестигранников,
  • отвёртки крестовые (большая и малая),
  • шлицевые длинные с толстым и тонким шлицами (большей частью не для винтов, а для того, чтобы поддеть деталь или прокладку),
  • ножовку,
  • монтажный нож,
  • тросик
  • и расходные материалы – прокладки, эксцентрики, монтажные ленты, паклю, сверхпроникающую смазку, специальное машинное масло и так далее.

Классический вантуз носить сейчас не модно, но для солидности можно прихватить. Иногда приходится с собой брать болгарку и газовый баллон с маленькой паяльной лампой, последнее – для выжигания окаменевшей уже пакли в старых и в несколько слоёв окрашенных трубных соединениях. Весит такой чемоданчик не очень много, килограммов пять-шесть, а суммарная стоимость инструментов доходит до ста тысяч российских рублей.

Хороший сантехник получает не менее двух-трёх заказов в день. Средняя стоимость заказа по Москве составляет две с половиной – три тысячи рублей. В российских и белорусских регионах стоимость ниже на 30–50%, но там и накладные расходы значительно меньше. При этом стоимость работы зависит больше не от сложности или удалённости клиента, а от вида работы. И если у автомастера есть нормо-час, то у сантехника его скорее можно назвать «нормо-кран».

Самое простое – ремонт смесителя, который в большинстве случаев вообще сводится к чистке рассекателя (насадки на кран, делающей сплошную струю более «воздушной»). Это самое элементарное и стоит от 300 рублей. Но, конечно, за 300 рублей никто к вам не поедет. В тарифе частника сам выезд является важной строкой, и стоимость его начинается от 500 рублей, поэтому, если вы решаете воспользоваться услугами хорошего мастера, нет смысла экономить, лучше сразу составить «длинный список» всех пожеланий. И не откладывать что-то на потом, потому, что «потом» за выезд придётся платить по новой. Диспетчеры часто говорят, что у них выезд мастера бесплатный. Не верьте, враньё. Просто он заложен в стоимость работ. Попробуйте заказать ремонт стоимостью меньше тысячи рублей, и вам сразу про «бесплатный вызов» всё станет понятно.

В некоторых случаях стоимость работы привязывается к стоимости устанавливаемого оборудования. Обычно это пять, реже десять процентов. Такие способы расчёта применяются в ситуации с дорогой сантехникой, когда мастер берёт на себя ответственность за её сохранность.

Обычный  золотой унитаз выпускается серийно в Китае, стоит чуть больше $200 000. Фото: globallookpress.com
Обычный золотой унитаз выпускается серийно в Китае, стоит чуть больше $200 000. Фото: globallookpress.com

Сегодняшняя сантехника – произведение самых высоких технологий. Допуски достигают сотых долей миллиметра. Причём часто техника поставляется в разобранном состоянии. Один спускной клапан состоит более чем из 20 элементов, не считая крепежа. А стоимость хорошей техники может превышать сотни тысяч рублей.

П. В.: Как-то раз я пришёл к одному из хорошо знакомых продавцов на склад, гляжу, лежат интересные смесители. Взял посмотреть, а мне говорят: «Ты, наверное, его положи на место. У него только отпускная цена 350 тысяч российских рублей». Оказалось, что заказал их мастер, специализирующийся на очень богатых клиентах. Причём заказал сразу 10 штук. Такие заказы делаются только по факту, значит, кто-то из его богатых оборудует новый коттедж. Установить с помощником десять таких смесителей – на двое суток работы. Значит, мастер получит за эти двое суток не меньше 170 тысяч. И это не сверхдоход, а адекватная оплата. Отремонтировать «Бентли» тоже недёшево стоит. Но даже если ориентироваться на нормальный средний класс, для хорошего сантехника заработать в день 5–6 тысяч – совсем не проблема. Пусть из них на транспорт, расходные материалы и амортизацию инструмента уйдёт тысяча, остаток тоже не маленький получается. И что мне больше всего нравится в этой работе, в отличие от работы юриста и экономиста, она творческая. Там ты что-то сделал – оно через пару месяцев устарело и забылось, если вообще кем-то помнилось или замечалось. А здесь ты что-то сделал и знаешь, что сделал если не на века, то на года – точно. Люди имя твоё забудут, а работу будут с благодарностью вспоминать.

Действительно, сейчас нам сложно сказать, какие экономисты пять тысячелетий назад составляли отчёты для шумерской правительницы Пуаби, хотя таковые, безусловно, были, а вот труд её придворных сантехников до наших времен дошёл в сохранности. Что значит – качественная работа.

АНЕКДОТ В ТЕМУЖурналист спрашивает мастера, победившего в конкурсе «Лучший сантехник планеты»:
– Скажите, почему вы выбрали такую профессию?
– Знаете, вообще в детстве я мечтал стать космонавтом. Но в 17 лет меня укусил сантехник.

ИЗ ЖИЗНИ

Как-то раз нам на склад МГИМО отгрузили 20 голубых чешских унитазов. Мы обрадовались, поскольку один голубой унитаз тогда можно было легко обменять на два белых, а излишек пристроить. Но вот незадача. Унитазы-то прислали голубые, а бачки к ним – белые. Поставили нам их в обменный фонд, но как ставить? В общежитиях студенты – иностранцы, причём не только из Африки, но и из Франции, Германии и так далее. Их-то зачем такой разляпистостью пугать? Так они лежали у нас на складе почти месяц, пока мне не пришла охота прогуляться в гости к соседям – сантехникам соседнего ЖЭКа. А там, как оказывается, ситуация с точностью до наоборот: им поставили, правда не 20 штук, а значительно больше, голубые бачки с белыми унитазами. Голубой бачок сам по себе ценности особой не представляет, и никто такую двуцветную сантехнику дома видеть не хочет. Вот я им и предложил «помощь»: обменять 20 наших белых бачков на 20 их голубых плюс два литра сверху. В результате у нас получилось 20 шикарных чешских голубых комплектов, каждый из которых с установкой легко уходил за 500 рублей, это примерно наша месячная зарплата. Дальнейшая реализация шла в условиях строжайшей секретности, чтобы жэковские не узнали, что обмен был не актом помощи коллегам, а, напротив, надувательством средней руки. Начальства мы не боялись, получив в свой актив по два чешских голубых комплекта, и мастер, и главный инженер лишних вопросов не задавали, а вот от коллег порцию недовольства вполне можно было получить.

Валерий ЧУМАКОВ

Вам по нраву материал — подпишись на наш канал
Чтоб и дальше было так — не забудь поставить знак 👍