Слышали ту знаменитую шутку, в которой говорилось, что пока учили уроки, все выучили мама, папа, сестренка, кот и все соседи? Давайте честно, кто любит их делать? Чаще всего уроки раздражают детей и еще больше - родителей. Постоянный источник нервов и ругани, усталости, а то и слез, причем не факт, что только детских. Можно ли изменить такой ход вещей? Почему мы так ненавидим делать уроки? Как делать уроки без слез и скандалов? Давайте разбираться.
Зачем вообще нужны домашние задания?
То и дело в интернете встречаются объявления частных школ или статьи о зарубежных системах образования, где детям вообще не задают домашку. Вот он рай, правда? Может, она и правда не нужна? Правда! Не нужна! Если программа образования подразумевает бОльшее количество часов, нежели привычно учатся наши дети, и если половина этого времени уходит на практическую деятельность по отработке теоретического материала. Как в университете. Послушали лекцию и пошли на практику. К сожалению, это не про наши школы.
А у нас домашнее задание необходимо. И вот зачем:
- Чтобы убедиться, что ребенок усвоил материал и может справиться с ним самостоятельно
- Чтобы до следующего занятия ребенок не забыл, что было на прошлом, и не пришлось проходить то же самое заново. Так работает человеческий мозг, он забывает, ничего не поделать. Если не верите, попробуйте вспомнить формулы или даты, которые зубрили в школе.
- Чтобы подготовиться к прохождению новой темы. Например, дома дети читают что-то новое и интересное, что не успели бы прочитать в классе, а в классе - только обсуждают.
Из этих вот задач, которые выполняет домашнее задание, вытекает следующий вопрос.
Что такое адекватная домашка и должны ли родители помогать с уроками?
Чтобы домашнее задание соответствовало учебным задачам, а не было наказанием для всей семьи, оно должно соответствовать вот таким пунктам:
- соответствовать пройденной на уроке теме
- быть выполнимым без помощи взрослых для хорошо успевающих в классе детей
- суммарно в начальной школе занимать не больше двух часов в день (а вот это уже требование, установленное на государственном уровне)
Конечно, случаются крупные проекты, требующие участия родителей и помощи. Но в идеале эти проекты должны быть событием, в котором интересно участвовать и ребенку, и взрослому, а следовательно событием нечастым и действительно классным и захватывающим.
А теперь к самому интересному.
Почему ребенок ненавидит делать уроки и что с этим делать?
И тут мы тоже можем выделить несколько причин, в половине из которых будут виноваты сами уроки, а в другой, как бы ни печально было это читать, - родители.
Во-первых, домашнее задание может не соответствовать тем пунктам, о которых писалось выше.
Да, в зависимости от успеваемости и личных особенностей, ребенок может тратить на любую домашку больше установленных двух часов. Если у вас закрались подозрения, что задают много, не постесняйтесь спросить у родителей отличников или просто хорошо успевающих во всем ребят, сколько у них времени уходит на выполнение задания. Если таковых в классе нет, можно найти репетитора на пару уроков. Опытный репетитор должен хорошо знать, что такое адекватный объем задания, а что - нет. Домашка может задаваться по новому материалу, который дети не проходили. Если дз ученика начальной школы звучит как “самостоятельно изучите тему и выполните задание” - это повод для разговора с руководством школы. Школьник младшего возраста самостоятельно тему изучить не может, а значит подразумевается, что этим должны заняться родители или репетиторы, а распределение семейного времени и бюджета точно в функции школы не входит.
Во-вторых, домашнее задание для конкретного ребенка может быть сложным.
И тут встает вопрос о том, нужно ли помогать детям с уроками. И ответ тут совершенно однозначный - нужно. Давайте вспомним себя на новом рабочем месте. Как бы классно мы ни закончили университет, в каждой компании есть свои нормы, правила, нюансы, которые нам расскажут и покажут. В школьной жизни родители тоже должны стать для ребенка проводниками на первом этапе. Чем больше вашего участия первые четыре класса, тем меньше ваших денег на репетиторов уйдет к последним годам обучения. Главное здесь - не переступить опасную черту и не начать делать домашнее задание за ребенка. Если ребенок не понимает, как решить математическое задание, придумайте такое же и решите сами, а школьные - оставьте ему. Если не может запомнить информацию из прочитанного текста, прочитайте ему сами, сделав акцент на важных моментах, а после обязательно обсудите. И прежде, чем ругаться, обязательно убедитесь, что “не хочу” на самом деле не является “не могу”. Способности от криков, увы, не появляются.
В-третьих, выполнение домашнего задания для ребенка выглядит как наказание.
Представьте, вы после работы смотрите телевизор или болтаете с мужем (женой), с друзьями по телефону. Младшие дети пришли из садика и радостно играют в игрушки. Старшие сделали свое домашнее задание левой пяткой как придется и уселись играть в компьютер. И только младший школьник должен “выполнять свою обязанность”. Обида на то, что все отдыхают, и только он работает, понятна и оправдана. Это потом они поймут, что “вы свои уроки уже отучили”. Примерно, когда свои дети появятся. А пока обидно. Если ребенок никак не садится за уроки, отвлекаясь на занятия домашних, мешаясь им и изводя, то это здорово! Он вас любит и хочет больше времени проводить с семьей, а не в углу за столом. Попробуйте на время выполнения уроков создать видимость для всех. Пусть это будет уговор. “Давай, пока я помою посуду, папа прочитает документы по работе, а Витя нарисует картинку для садика, ты сделаешь уроки. А потом мы вместе посмотрим фильм”. При этом, конечно, вы имеете право мыть посуду с включенным сериалом, папа за компьютером читать вовсе не документы, а Витя рисовать совсем не для садика, но у ребенка уже будет ощущение, что работает в этой семье не он один. А самым действенным способом тут окажется сделать уроки семейным времяпрепровождением. Большинству детей все равно, чем заниматься в компании родителей, когда они довольны, счастливы и показывают свою любовь. Почитайте вместе окружающий мир, обсуждая всей семьей прочитанное. Возьмите раскраску-антистресс, вязание, вышивание или что вам интересно, и посидите рядом с ребенком, пока он делает письменные уроки, отвечая на вопросы и обсуждая задания.
В-четвертых, на ребенка оказывается слишком большое давление.
Поверьте, у ребенка в начальной школе полно стресса. Оставьте свой себе. Кричать во время выполнения домашнего задания недопустимо вовсе. Мы все можем сорваться. Так бывает. А вот превращать это в норму нельзя ни в коем случае. И если вы взялись за эту статью, хочется верить, что вы с этим согласны. Еще одна распространенная ошибка, отбивающая желание учиться, это попытка родителей давить авторитетом. Зачем, в самом деле, узнавать что-то новое и стараться, если мама или папа всегда лучше знает? Есть мнение, что лучше всего люди учатся, когда учат. И это мнение рабочее. Показать ребенку, что не совсем понял что-то из его учебников и попросить объяснить и научить - очень действенный способ зажечь в нем искру интереса. Попробуйте)
Ну и в-пятых, если на корабле бунт, значит капитан его позволяет. Слезы, капризы и истерики на тему нежелания делать уроки имеют место тогда, когда это работает. Никто не совершает бессмысленные действия, уж точно не дети в таком возрасте. Слезы и ругань помогают тянуть время. А если постараться, то глядишь мама и вовсе скажет заветное “да делай, что хочешь”. В нашем случае - “не делай”. Нет, мамочки и папочки, так дело тоже не пойдет. На вашем корабле о бунте не должно быть даже мысли. Выполнение домашнего задания должно стать естественным действием, таким же, как почистить зубы с утра. С этим ведь вы справились? Справиться с саботажем помогут следующие правила:
- Установите четкое время, когда вы садитесь делать уроки. И как только оно настало, прекратите сами реагировать на любые попытки. На все “Мам”, неуклонно отвечаем “Садись за уроки”. Спокойно и ровно. На все побеги из-за стола и прятки - ноль реакции. Без реакции заниматься этим не так весело. Лично вы в пять часов делаете уроки. Для других действий мама и папа сейчас недоступны.
- Объясните ребенку временные рамки. “Если ты сейчас сядешь и успеешь за два часа сделать уроки, то у тебя останется время поиграть. Если продолжишь тянуть время, то сразу после уроков придется спать”.
- Дайте ребенку возможность выбора. Вместе с ответственностью за него. “Ты можешь не делать уроки, если не хочешь. Только вот тебе номер учительницы, напиши ей, пожалуйста, сам, что не будешь делать. Мне такое писать стыдно”.
Напоследок еще один, но очень важный совет. Если вы хотите, чтобы ненависти к домашнему заданию в вашем доме стало меньше, никогда не заставляйте делать его сразу после школы. Перерыв между возвращением ребенка домой из школы (кружков) и началом выполнения домашнего задания должен составлять не менее часа, в который ваш ребенок может делать решительно что угодно, в рамках разумного, конечно. Смена деятельности нужна и взрослым. А детям она жизненно необходима. Ведь главное задание, с которым должны справиться дома, это обеспечение комфорта и возможности отдыха после рабочего дня не только родителям, но и детям.