Найти тему

Фланкер Сухого Су-27. Часть I.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

В 1971 году научно-исследовательские институты Министерства авиационной промышленности и ВВС начали разработку концепций перевооружения истребительной авиации на 80-е годы. В идеале ВВС должны иметь несколько типов истребителей с системами вооружения, оптимизированными для выполнения различных задач. Перехватчик должен обладать хорошей скороподъемностью, мощным вооружением и мощной авионикой.

Возможным решением было создание перспективного тактического истребителя (ПТИ) и перспективного массового легкого истребителя перспективного массового легкого истребителя (AMLF).

ATF должен иметь значительный внутренний запас топлива и боеприпасов (по крайней мере, четыре ракеты класса "воздух-воздух " средней дальности в дополнение к ЗРК малой дальности и встроенной пушке) и комплекс средств навигации, связи и электронной поддержки (ESM). Благодаря специально сконфигурированной авионике и вооружению, он мог управляться подразделением истребителей ПВО (IA PVO-истребительная авиация ПВО). На ATF и AMLF приходилось бы 30-35% и 65-70% истребительной авиации, соответственно, являясь советским ответом на F-16 и F15. Эта концепция была детищем ЦНИИ-30 (Центральный научно-исследовательский институт-Центральный научно-исследовательский центр Институт № 30) подразделения Министерства обороны.

ОКБ Сухого приняло на вооружение АТФ часть программы перевооружения Первые эскизы были выполнены в феврале 1970. Самолет имел интегральную компоновка с крыльями и фюзеляжем, крылья и фюзеляж слиты в единый подъемный корпус. Сдвоенное хвостовое оперение и низко расположенные стабилизаторы. Двигатели размещались в разнесенные мотогондолы. Истребитель имел большой пузырьковый козырек, обеспечивающий отличный обзор на 360 град, чему способствовал наклоненный вниз передний фюзеляж. Проект ATF получил внутренний код T-l0.

Центральный институт аэро- и гидродинамики рассмотрел проект. Были изготовлены и испытаны модели обоих. Вердикт был таков: интегральная компоновка была лучше, главным образом в основном из-за меньшего сопротивления на сверхзвуковом и поэтому угловой вариант Tl0-2 был снят с производства.

В макете появились совершенно новые конструктивные особенности. Разнесенные гондолы двигателей крепились к нижней поверхности крыла, при этом верхняя воздухозаборная кромка выполняла роль пластины-разделителя пограничного слоя. Центр тяжести (ЦТ) располагался далеко назад, что делало самолет статически неустойчивым в канале тангажа и тем самым повышало маневренность. Т-10 был первым советским самолетом, который в плановом производстве имел автоматизированную электродистанционную систему управления (FBW) без прямой механической связи между ручкой управления и педалями и поверхностями управления. Эти особенности способствовали успеху окончательного Су-27 и всего семейства Flanker.

В 1971 году МО организовало конкурс по истребителям нового поколения. В конкурсе приняли участие три известных конструкторских бюро, возглавляемых П.О. Сухим, А. И. Микояном, и А. С. Яковлевым. Микоян представил два варианта самолета МиГ-29 "Fulcrum"; Яковлев представил легкий истребитель Як-45М и тяжелый истребитель Як-47, а компания "Сухой" представила на конкурс самолеты Tl0-l и Т10-2.

Реальный конкурс начался в 1972 году когда были рассмотрены проекты. Представители компании "Сухой" были вооружены результатами аэродинамических испытаний и расчетов ЦАГИ и сумели создать достаточно хорошее впечатление.

Проектная комиссия рекомендовала Tl0-l и МиГ-29 для выполнения требований по тяжелым самолетам ATF и LTF, соответственно. Далее началась полномасштабная разработка T-l0 был первым статически неустойчивым самолетом с FBW-управлением, разработанный в Советском Союзе. Несколько высокопоставленных сотрудников ОКБ (заместитель главного инженера проекта И. Баславский, начальник отдела ПД М. Хесин, руководитель конструкторской группы Чернов внесли большой вклад в программу Т-10. Крылья Т-10, оптимизированные для трансзвукового и сверхзвукового полета были интегрированны в фюзеляж. Большой вопрос заключался в том, помогут ли они обеспечить требуемую высокую маневренность. Для ответа на этот вопрос ОКБ обратилось в Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА), расположенный в Новосибирске. Участие СибНИА в программе Т-10 продолжалось 12 лет. Первая партия «Сибирских» моделей постройки 1973 года состояла из двух отдельных стрельчатых секций крыла. Одна модель имела плоскую верхнюю поверхность, тогда как у другого была оригинальная версия. Модели прошли испытания в аэродинамическая трубе Т-203. Таким образом, были получены исчерпывающие данные в течение первых двух лет. Инженеры СибНИА приступили к модификации крыльев, чтобы найти способы улучшения характеристик.

Продолжение следует……