Режиссёр Фрэнсис Форд Коппола (Francis Ford Coppola) вдохнул новую жизнь в героя романа Брэма Стокера графа Дракулу своей экранизацией 1992 года.
Эта экранизация мне была интересна прежде всего визуальным оформлением, чем самой историей – никак я не могу проникнуться сюжетами с участием вампиров. Но должна признаться, абсолютно равнодушной история несчастного отчаявшегося графа меня не оставила.
Сюжет
В конце пятнадцатого века граф Дракула вернулся с войны против Турции победителем. Но он не думал, что коварный враг побеждён не до конца – его невесте Елизавете в Трансильвании успели доставить письмо раньше его триумфального прибытия, в котором сообщили о гибели её жениха. Не вынеся потери, женщина бросилась в реку.
Граф был безутешен, от горя он проклял церковь и Бога за то, что он им служил и сражался во имя них, а они не смогли уберечь его от потери. Он отвернулся от Бога, превратился в вечного тёмного странника, блуждающего по своему замку в Трансильвании.
Спустя 400 лет Дракула получает новую надежду на обретение любви, когда узнаёт о существовании Вильгельмины “Мины” Мюррей, молодой англичанки и невесты адвоката Джонатана Харкера, прибывшего к нему в замок для оформления сделки по покупке Аббатства Карфакс в Лондоне.
Своим примером граф-аристократ Дракула иллюстрирует идею того, как жестока любовь к человеку. Она даёт жизнь и убивает с одинаковым вдохновением. И, скорее всего, этот фильм может пронять из-за того, что в итоге граф раскрывается как несчастный человек (когда-то он всё же был человеком), он раскрывает своё истинное лицо, своё истинное желание – вернуть потерянную любовь. То есть это в итоге не стопроцентный злодей, несмотря на его демонический внешний вид, он – то, что с ним сделало разочарование.
Костюмы и визуальная часть в фильме
Что касается визуальной части в этом фильме, то она способна удержать у экрана, даже в том случае, если сюжет не по вкусу.
Мрачная цветовая гамма, но не вгоняющая в ужас, а, напротив, погружающая в атмосферу старой сказки из огромного фолианта в кожаном переплёте; роскошные наряды, свидетельствующие о богатой фантазии художника (а их дизайном занималась японская художница Эйко Исиока (Eiko Ishioka), и она со своим исключительным вкусом к красоте всегда находила правильные крои и сочетания цвета); густые тени, живущие отдельно от того, кто их отбрасывает, пламя, горящее концентрическими кругами, невесты Дракулы в экстравагантных нарядах и с похотливыми взглядами.
Всё это собрано в богатую единую картину, которую, наверно, мог представить и Брэм Стокер, если бы задумывался об экранизации во время работы над рукописью. Хотя об экранизации он вряд ли думал на самой заре кинематографа, но о сценографии – точно.
Костюмы
Любопытно то, что Эйко Исиока не была известна за счёт дизайна костюмов, когда Фрэнсис Форд Копполла нанял её на работу в свой проект. На тот момент она обрела известность в рекламном бизнесе – как заметный своим авангардным и запоминающимся стилем оформитель плакатов. Она как раз создала версию кинопостера к фильму Копполы "Апокалипсис сегодня" (Apocalypse Now) 1979 года для проката в Японии. Он был поражён её работой, и впоследствии у них сложились тесные рабочие отношения и дружба.
В начале съёмок этого богато оформленного фэнтази-ужаса Коппола заявил, что костюмы должны стать декорациями, и было принято необычное решение большую часть бюджета отвести именно на костюмы, а не на декорации.
Это было его желание, чтобы костюмы стали визуально захватывающими элементами декораций и сами по себе создавали атмосферу фильма. Он доверился Эйко Исиоке в этом интересном решении, и, на самом деле, спустя годы, при просмотре фильма очевидно, что художница поняла его прекрасно. Каждый костюм идеально вписан в общую картину, он играет вместе с тем, кто его носит, и является неотъемлемой частью декораций. Идеальное совпадение: особый творческий стиль Исиоки дал фильму самобытное сочетание Востока и Запада.
Дракула
Для одного Дракулы она создала семь разных костюмов, чтобы подчеркнуть его постоянное преображение. Четыре из них особенно выделяются: это военные латы; алая накидка, в которой Джонатан его впервые увидел; наряд лондонского дэнди, когда Дракула выследил Мину в Лондоне; золотое облачение в финале истории.
Во внушительных латах красного цвета, больше напоминающих мускулатуру, с которой содрали кожу, Дракула, трансильванский принц, отправляется защищать свою землю. Исиока вложила в этот костюм символическое значение и предзнаменования. Красный в костюме имеет больше малиновый оттенок, он ассоциируется с кровью, которую он проливает, нападая на врагов на поле боя, а позже он кровь выпивает из серебряного кубка, когда его настигают и гнев, и разочарование. Шлем напоминает голову волка, что тоже имеет большое значение. Самое начало фильма изящно связывается с последующими сценами – когда Дракула находится в пути из Трансильвании в Англию, из зоопарка сбегает волк, а ещё позже сам Дракула превращается в это животное.
Перед Джонатаном Харкером Дракула предстаёт в развевающейся алой накидке, он стар, сморщен, его волосы седы, а взгляд погас. Он является полной противоположностью того принца, каким сражался против турков. Но всё же связь этого потустороннего Дракулы (если сравнивать с предыдущим его образом) есть – опять же оттенки красного. На накидке в стиле кимоно, подол которой тянется за ним как кровавый след (мотив крови сохраняется), золотом вышит фамильный герб. При этом сам граф подчёркивает свою любовь к крови в короткой ремарке, угощая Джонатана ужином: “Я никогда не пью… вино”.
В Лондон Дракула прибывает внешней противоположностью образу вампира, отчасти он перенимает образ Харкера, викторианского мужчины, чей наряд состоит из тёмного костюма, белой рубашки на пуговицах и скромной шляпы.
Но Дракула не был бы самим собой, его одежда не может быть невзрачной. Костюм-тройка только на первый взгляд кажется обычным и абсолютно выбивающимся из гардероба Дракулы, на самом деле, он делает Дракулу похожим скорее на Оззи Осборна – особенно длинными чёрными волосами и маленькими солнцезащитными очками. Он не имеет красных оттенков и на плечах у него нет пышной накидки. Тем не менее он выполняет ту же роль, что и предыдущие костюмы. Костюм-тройка служит ему бронёй, благодаря ему он сливается с толпой, скрывает его фигуру, а солнцезащитные очки – эмоции в глазах и его истинные намерения.
На создание золотого облачения Дракулы повлияла картина Густава Климта "Поцелуй". Мантия сделана из лоскутного полотна золотого цвета с различными узорами, придающими одежде богатый вид и глубину. Странным образом, но мантия напоминает облачение священника. Но, если вдуматься, это логично, потому что Дракула примиряется с Богом в итоге.
Невесты
Что касается других нарядов, то отдельно можно отметить мотив невесты. Он тут представлен в двух вариантах. Первый – это Невесты Дракулы, второй – это Люси в прозрачном гробу. Оба варианта не несут позитивного смысла. Это обосновано тем, что главный герой всей истории – граф Дракула – утратил своё счастье и четыре века к ряду провёл в скорби. Такое чистое и воздушное явление для него превратилось в тягостное событие, одно упоминание о чужой любви приносит ему душевную боль. Потому и Невесты Дракулы, и Люси транслируют собой что-то потустороннее, страшное, но только не позитив.
В многослойных вуалях Невесты Дракулы материализуются из покрывал на постели, куда садится Джонатан. Он бродил по замку в попытках изучить мрачное странное жилище графа. Невесты жаждут выпить всю кровь Джонатана Харкера, они похожи на панков, вдохновение на создание которых были взяты частично от певицы Синди Лаупер. В их нарядах Эйко Исиока продолжает тему смешения культур. Вуали, драгоценные камни в волосах и струящиеся платья напоминают как римскую и арабскую культуры, так и драг-квинс (Эйко Исиока действительно была очень смелой), также они похожи на горгон из греческой мифологии. Нотки восточной культуры “звучат” в сцене, когда Люси и Мина наедине изучают копию Камасутры. Опять Исиока использует изящный мостик между сценами, как и в случае со шлемом, напоминающим голову волка.
Свадебное платье Люси – это масштабный головной убор, кружево, большие рукава и шлейф. Если в Невестах Дракулы драг-квин прослеживается отчасти, то в Люси эта черта “включена” довольно ярко, особенно это выдаёт макияж. Но это платье идеально отображает абсолютное преображение девушки. В начале она цветущая, пышущая жизнью дама девятнадцати лет, с румянцем на щеках, потому что кровь по венам бежит полным естественным ходом. Это белое платье и этот белый макияж подчёркивают, что в ней больше нет ничего – ни жизни, ни крови.
Невесты Дракулы хотели из Джонатана выпить кровь, чтобы ослабить его, а из Люси как раз удалось всю эту кровь украсть. И вот – она лежит бездыханная в прозрачном гробу в устрашающе красивом свадебном платье. Для такого стиля даже появилось определение – camp couture, то есть любовь к неестественному, к искусственности и преувеличению. Всё в этом наряде отвечает определению. Полная противоположность викторианской моде, когда всё должно быть застёгнуто на пуговицы, приколото булавками и затянуто в корсет.