Дисграфия - это неусвоение графики. Дизорфография - неусвоение орфографии. В чем разница и почему надо уметь различать дисграфические и орфографические ошибки?
Графика - самый первый раздел русского языка, который изучают в школе. Ребенок знакомится с возможными способами обозначения звука буквами. Звук Ф, оказывается, можно обозначить и буквой Ф, и буквой В.
В сильной позиции нет возможности выбора буквы - только Ф (фабрика, суфле), а в слабой всегда есть альтернатива - надо еще решить: Ф или В (фторник или вторник, кроф или кров).
Сильная позиция - это такая, в которой невозможно написать никакую другую букву, исказится звучание слова. Слабая позиция - та, в которой возможно несколько вариантов написания. И ребенок должен научиться выбирать. Вот это уже орфография. Мы изучаем этот раздел русского языка долго, все 11 лет школьной жизни. Как правильно фторой или второй? Это слово надо запомнить. Учим слово. Как правильно шарф или шарв? Надо проверить - шарфы. Работаем с правилом.
Уметь понять, что именно ребенок не усвоил, графику или орфографию, - значит определить содержание коррекционной работы. Логопед работает на решение конкретной проблемы. Ребенок не слышит разницу между звуками - коррекция дисграфии на почве нарушений фонемного распознавания, не может проверить, что писать в слабой позиции - развитие орфографического навыка.
Чтобы понять, как помочь ребенку, нужна грамотная логопедическая диагностика. А ведь некоторые считают, что есть одно решение для всех. Например, на доске для мозжечковой стимуляции покататься.
- Автор статьи: Величенкова Ольга Александровна, руководитель проекта Школьные технологии, логопед, кандидат педагогических наук