Найти в Дзене
ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Диспраксия и дисграфия

Смешения похожих букв на письме (прописных букв и-у, т-п, б-д и др.) могут быть следствием диспраксии. Что такое диспраксия? Это нарушение организации движений на самом высоком уровне, на уровне коры головного мозга. Речь идет о двух компонентах двигательного акта: кинестетическом и кинетическом.

Кинестетический компонент – это не только ощущение движения, но еще и возможность пользоваться двигательными схемами, эталонами движений. Эталон формируется постепенно путем многократных повторений. Очень важно, чтобы у ребенка было четкое представление, как формируется движение, из каких элементов состоит, как они объединяются в целостный двигательный образ. Где точка старта буквы? Каково направление движения? Как соединяются элементы? И когда все понятно – закрепляем, собираем эталон. Хороши те прописи, которые  формируют образец движения. Сейчас на рынке очень много прописей. Они разные. Одни делят буквы на зрительные элементы, другие на двигательные (можете сами убедиться, что это не одно и то же, если напишете букву н курсивом), третьи вообще не утруждают себя разбором.


Кинетический праксис обеспечивает создание последовательностей из отдельных движений, двигательных серий, внутри которых одно движение плавно переходит в другое. Как соединять буквы, тоже должны научить прописи. Если соединения отработаны хорошо, писать ребенку легко. Он не тратит лишнее время на ненужные элементы, не отрывает руку там, где можно выполнить слитное движение, правильно распределяет паузы для отдыха и переключения. Так создается двигательная мелодия письма, серийная организация графических движений.

При диспраксии есть трудности формирования кинестетического или кинетического компонента движений. Детям нужны специальные занятия с логопедом, психологом, нейропсихологом.

Как выбрать прописи?

Для профилактики и коррекции диспраксии нужны прописи, в которых показано, как буквы соединяются, отрабатываются наиболее частотные буквосочетания, слоги, слова.  Есть прописи, которые отрабатывают несуществующие в языке сочетания (Гг, Рр, Уу, дэ, кя и другие), есть такие, что просто не предлагают писать слоги 3 месяца, зато потом за 1,5 месяца стараются наверстать. К каким прописям следует присмотреться родителям и педагогам? Можно порекомендовать прописи Тригер, Илюхиной, Лысенко, Мазиной, а также материалы Елецкой.

  • Автор статьи: Величенкова Ольга Александровна, руководитель проекта Школьные технологии, логопед, кандидат педагогических наук