Найти в Дзене
Валерий Грачиков

«Государь! Этот англичанин устроит образцовую ферму для наших лентяев!». Как освоить 300 тысяч серебряных рублей на 21 корове

Как мне кажется, в истории с «образцово-показательной фермой», основанной в начале правления Александра I под Петербургом самое главное заключалось совсем не в этой ферме. А в субсидии в 300 тысяч рублей, которые пошли на ее устройство. Ведь еще Ломоносова, когда он носился со своей мозаичной фабрикой, прося дать ему госзаказ, умные люди учили: успокойся Михайло Васильевич! Получил субсидии и живи себе спокойно, улучшай построенный недавно домик. Так чем история английского капитана Давидсона должна отличаться от других?! Особенно, если вспомнить, сколько денег на его проект было угрохано! Английского капитана Александра Давидсона, появившегося в Петербурге с проектом устройства «образцово-показательной фермы в современном стиле» к недавно взошедшему на трон Александру I подвел какой надо человек: царский приятель Николай Новосильцев. Он рассказал императору, что вот есть толковый человек, который мечтает учредить ферму: «…для учреждения полного сельского хозяйства, состоящего наипаче

Как мне кажется, в истории с «образцово-показательной фермой», основанной в начале правления Александра I под Петербургом самое главное заключалось совсем не в этой ферме. А в субсидии в 300 тысяч рублей, которые пошли на ее устройство. Ведь еще Ломоносова, когда он носился со своей мозаичной фабрикой, прося дать ему госзаказ, умные люди учили: успокойся Михайло Васильевич! Получил субсидии и живи себе спокойно, улучшай построенный недавно домик. Так чем история английского капитана Давидсона должна отличаться от других?! Особенно, если вспомнить, сколько денег на его проект было угрохано!

Английского капитана Александра Давидсона, появившегося в Петербурге с проектом устройства «образцово-показательной фермы в современном стиле» к недавно взошедшему на трон Александру I подвел какой надо человек: царский приятель Николай Новосильцев. Он рассказал императору, что вот есть толковый человек, который мечтает учредить ферму:

«…для учреждения полного сельского хозяйства, состоящего наипаче в улучшении землепашества, в разведении и сохранении лучшей породы овец и рогатого скота, также разных овощей и кормовых трав, к скотоводству относящихся, и для употребления в пример новейших и усовершенствованных земледельческих орудий…»

В распоряжение Давидсона выделили землю у Черной речки. С ним подписали контракт на 23 года, по которому англичанин пообещал:

«…сохранять и разводить лучшие породы овец и крупного скота, размножать здесь наилучшие сорта разных родов хлеба и кормовых трав и снабжать оными по мере надобности, крестьян государственных и удельных имений, за умеренную цену, употреблять новейшие и усовершенствованные орудия, дабы показывая всегда пример совершенного хозяйства всем радеющим к сей части экономам, устройство сей мызы служило образцом, привлекающим к полезному подражанию…»

Под Петербургом, конечно, отличное место для «наилучших сортов хлеба». Но, наверное, в начале XIX века люди лучше разбирались в том, «…как государство богатеет, и чем живет и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет…»

Самое главное, что пока занимались устройством фермы, истратили 305 тысяч рублей, которые Давидсон обещал вместе с процентами выплатить за 23 года. Прибыль от проекта сверх оплаты долга и процентов шла Давидсону. Через оговоренный срок хозяйство должно было перейти в казну.

В 1805 году Давидсон снова пришел к Александру I и сообщил ему, что до полного успеха осталось всего чуть-чуть, самую малость! Надо только увеличить срок контракта до 35 лет и дать еще небольшую субсидию: всего 40 тысяч рублей. Что вам стоит, Ваше Величество – это же сущий пустяк, по сравнению с уже истраченными 305 тысячами!

Но что-то смутило царя и запрошенные 40 тысяч он не дал, решив ограничиться 20-ю. А заодно назначил проверку, которая выяснила, что «образцовая ферма» приносит в год по 16500 рублей, а тратится на нее по 20000 рублей. То есть, проект «не взлетел».

После этого царь принял решение забрать у капитана ферму в казну, потому что хватит уже плодить убытки за государевы деньги.

При приемке имущества выяснилось:

всего из Англии была выписана 21 корова, из которых 7 пали

Постройки находятся в ветхом состоянии.

Инвентарь и инструмент – полуразрушены.

А где, вы спросите, 300 тысяч?!

Да кто же теперь об этом расскажет.

Их успешно освоили. Освоение бюджетных средств не в наше время придумано. Это наша вечная скрепа.

-2

Зато на земле и в постройках этой «образцовой фермы» очень хорошо устроился Лесной институт, ставший потом Лесотехнической академией. Хоть какая-то польза от нее получилась.

----------

Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.