Найти тему
LiterMort

Поэт — центробежное солнце иных планетарных систем

Поэт — центробежное солнце иных планетарных систем
Поэт — центробежное солнце иных планетарных систем

Ольга Говорина — современная поэтесса, громко заявившая о своём таланте в "сетевом" поэтическом конкурсе Литературного клуба "Писатели за Добро".

#стихиолюбви
#стихиожизни
#современнаяпоэзия
#рецензия
#ОльгаГоворина
#БугаёваНН
#LiterMort

«Будто вздрагивать в ужасе»
Ольга Говорина (псевдоним Хель)

Будто вздрагивать в ужасе, пересдавая экзамен
в полусне на холодной и белой, как ночь, простыне.
Я люблю тебя так, что об этом никто не узнает,
кроме пары-другой населенных неплотно планет,

где небесный табун, притираясь крутыми боками,
высекает из черного облака белый разряд.
Я люблю тебя так, что вода превращается в камень,
запечатывая злое слово в кольце у царя.

Бесполезную боль заменяет условная польза,
прорастает над пропастью поле непаханой ржи.
Проводить под хоральное пение электровоза —
повстречать у порога, запнувшись о новую жизнь.

Без высоких идей человек — вертикальная лужа,
птица-ласточка ищет пути в ледяной темноте.
Я люблю тебя, Ж[из]нь, что само по себе и не нужно
центробежному солнцу иных планетарных систем.

Стихотворение Ольги Говориной лишено шероховатостей формы. Иронический пафос приятно оживляет довольно тяжеловесные строки. Пятистопный анапест не способствует “летучести стиха” — но описываемая любовь летучести лишена, а тяжесть — видимо, краеугольный камень характера лирической героини, о который болезненно споткнулись оба — и лирический герой, и лирическое "я" поэтессы.

Лирика с образом Петербурга. Антитеза чёрного и белого — самостоятельный мотив. Художественное пространство разделяется на небесное и земное: эта любовь — небесная, и ей место среди “белых небесных разрядов”, а не на плоской белой простыне.

Мифологизация действительности призвана показать силу любви. Но — и силу того, кто любит. Это сила ворочать планетами и творить волшебство. Следовательно, любить — это и значит творить волшебство (причём не одно).

Стихотворение построено на приёме контраста.

Антитеза: боль — польза. Разве любовь — это бесполезная боль? — задаётся вопросом поэт.
Проводить — повстречать: “новая жизнь” — не более чем препятствие на пути у всё ещё больного любовью человека. Пытаться любить заново — значит растить поле ржи над пропастью потерянной любви (аллюзия на сами знаете что).

Речь поэта афористична: “Без высоких идей человек — вертикальная лужа.” Философская лирика. Совмещение любовной лирики с философской, пронизанной тяжёлым пафосом, — лермонтовская поэтика. Без тяжёлой философской "думы", без высокого морального пафоса бытия и свободы не бывает русской любовной лирики.

Мотив темноты. Человек — ласточка во тьме. Мотив свободы. Аллюзия на “хит” Константина Ваншенкина “Я люблю тебя, Жизнь”, но оригинальные строки изменены: “<...> что само по себе и не нужно”. Кому? “Центробежному солнцу иных планетарных систем”.
Гениальная строка, блестящее завершение миниатюры пушечным снарядом.

Вот причина, почему сильная личность, поэт, не может найти себе место в статической плоскости простыней. Поэт — деятельное солнце своей собственной планетарной системы, “иной”. Ему нужно светить. Желательно всегда и везде, разумеется. Звёздные мотивы.

Стихотворение представляет собой поэтический гимн поэтам вообще и претерпевающим трудности в любви — лежащим на жизненных рельсах под погребальное “хоральное пение электровоза” — в частности.