Найти в Дзене
Древности нашей ойкумены

«Но трогать её не моги…»: древний египтянин панически боялся нанести кошке вред

Помните, как в 2022 году пресс-атташе сборной Бразилии на предматчевой пресс-конференции грубо скинул со стола кота. Мироздание грубость не спустило – сборная Бразилии не вышла в полуфинал.

Обидеть котика – большая ошибка, за которую можно поплатиться, и считалось так не только в современности. В Древнем Египте кошка была одним из священных животных, ее изображение встречается на стенах гробниц и храмов, с головой кошки изображали богиню Баст (Бастет). Для поклонения этой богине строили святилища – центром поклонения был город Бубаст (Бубастис).

В «Истории» древнегреческого историка Геродота (это V век до нашей эры) есть упоминания о культе кошек и Баст. Например:

Во время пожара с кошками творится что-то удивительное. Египтяне не заботятся о тушении огня, а оцепляют горящее пространство и стерегут кошек, а те все же успевают проскользнуть между людьми и, перескочив через них, бросаются в огонь. Это повергает египтян в великое горе.

Или

Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях.

А вот еще:

Хотя у египтян много домашних животных, но их было бы ещё гораздо больше, если бы с кошками не происходило вот какого странного явления. Всякий раз, как у кошек появляются на свет котята, они уже больше не идут к котам, а те, желая с ними спариться, не находят их. Поэтому коты прибегают к такой хитрости: они силой похищают котят у кошек, умерщвляют их, но не пожирают. А кошки, лишившись своих котят и желая снова иметь других, приходят тогда к котам. Ведь это животное любит детёнышей.

Македонский писатель II века до нашей эры Полиэн передавал байку, будто персидский царь Камбис II завоевал древнеегипетский город Пелузий в 525 году до нашей эры, всего лишь выпустив кошек перед своим войском – египтяне не посмели ни наступать, ни обороняться, чтобы не навредить кошкам.

Дж. Р. Вегелин. Погребальный обряд над египетским котом (1886) / Auckland Art Gallery
Дж. Р. Вегелин. Погребальный обряд над египетским котом (1886) / Auckland Art Gallery

Отошедших в мир иной кошек (впрочем, как и многих других священных животных) египтяне действительно бальзамировали, мумифицировали и хоронили на кошачьих кладбищах. Даже спустя столетия, когда Египет был уже под Римом, египтяне все равно сохраняли свое трепетное отношение к кошкам. Диодор Сицилийский, историк I века до нашей эры, рассказывал:

Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царём для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно.

Поэтому неудивителен испуг героя одной истории по имени Оннофрис с опубликованного несколько лет назад папируса из Кёльнской коллекции. Оннофрис, он же автор цидульки, адресованной государственному чиновнику (эпистату), сообщает, что его домашняя кошка родила котят, но выкармливать их не пожелала. Кошковладелец решил отнести котяток в храм Баст неподалеку, однако сдать шерстяных малышей не удалось, и он вернулся домой.

А дальше случилось то, о чем предупреждал Геродот: котят попытался утащить какой-то кот. Люди их отбили, но при этом мероприятии выжил лишь один котенок. Заявитель все же отнес весь помет в храм, а сам побежал писать отчет о случившемся. Заручившись поддержкой и подписями других кошачьих спасителей, он, таким образом, отвел от себя возможные обвинения в предумышленном убийстве священных животинок.

Э.Л. Лонг. Священный обряд в честь богини Баст (1888)
Э.Л. Лонг. Священный обряд в честь богини Баст (1888)

Этот документ входит в большой архив тяжб бальзамировщиков Аменнея и Оннофриса из деревни Танис, которая располагалась где-то в Фаюме примерно в 10 км к юго-западу от Филадельфии. Текст написан в 203/202 или 179/178 году до нашей эры на древнегреческом языке, а исследователи отметили, что впервые увидели написание слово котята/αἰλούριον, хотя кот/αἴλουρος было известно из ранее найденных текстов.

Хочу напомнить, что у меня есть телеграм-канал "Помпеи изнутри" и, конечно же, подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"!