В научной библиотеке нашего музея хранится №32 журнала «Столица и усадьба» за 1915 год. В нем автор под псевдонимом К-ъ рассказывает о своих впечатлениях от посещения усадьбы Натальевка Харьковской губернии Богодуховского уезда им. И.П.Харитоненко.
«В северной лесистой и вообще более живописной части Харьковской губернии в Богодуховском её уезде у опушки соснового леса, на откосе белого песчаного холма, в начале 80-х годов прошлого века возникла новая усадьба, основанная Харитоненко. Названа она была «Натальевкой» в честь младшей дочери Павла Ивановича – Наталии Павловны, ныне светлейшей кн. Горчаковой», - так начинает свой рассказ автор. (Тексты цитат даются в современной транскрипции для удобства чтения).
Натальевка была не только образцовой усадьбой – с газонами, цветниками, аллеями, фонтанами и парками для неспешных прогулок, но и прекрасно устроенным хозяйством – с великолепной «фазанерией», «козлятником для разведения диких коз и оленей и своего рода зверинцем в лесу, с дикими кабанами, волком и парой медведей, а одно время даже появилась общая любимица, молодая львица». Из Швейцарии, Дании и Голландии выписывались премированные производители, строились птичники, коровники, манежи и конюшни. В 1912 году усадьбу посетила группа германских агрономов, которые откровенно заявляли, что не ожидали увидеть в России подобно поставленных хозяйств.
Усадьба была центром светской и культурной жизни региона. «Радушные и по-русски хлебосольные хозяева способствовали тому, что Натальевку узнали и полюбили далеко за пределами губернии». И этому способствовало не только умение хозяев организовать развлечения для гостей - с охотой, рыбной ловлей, экскурсиями на лошадях и автомобилях, скачками.
Основатель усадьбы - Павел Иванович Харитоненко (1853-1914) вместе с женой Верой Андреевной (1859-1923) собрали уникальную коллекцию иконописи и старинной богослужебной утвари, одну из лучших в России. Часть икон собрания Харитоненко была выставлена на Выставке иконописи и художественной старины при съезде художников в Петербурге в 1911-1912 гг., и в Москве в дни празднования 300-летия дома Романовых. Для представления и хранения своей коллекции супруги решили построить храм-музей. В 1910 году Харитоненко, впечатленные Покровской церковью Марфо-Мариинской обители, обратились с заказом к Щусеву. Одним из условий заказчиков было создание в храме условий для сохранения предметов коллекции, как бы сейчас сказали современные музейщики – климат-контроля. Что Щусев выполнил. На одной из старых фотографий внутренних помещений храма можно увидеть термометр, позволяющий следить за перепадами температуры воздуха.
Для Натальевки Алексей Викторович спроектировал один из самых выразительных храмов неорусского стиля, запоминающийся в первую очередь своей большой, несколько гипертрофированной луковичной главой, в чем угадывается влияние модерна. Столь сложную форму ее изгиба удалось воплотить благодаря применению современных на тот момент металлических конструкций. Решение основного объема вдохновлено, вероятно, древним новгородско-псковским зодчеством, а в характере каменных рельефов, украшающих стены, угадывается отсылки к владимиро-суздальскому. П.И. Харитоненко приобрел в это время в Италии ряд небольших средневековых рельефов, которые запланировали инкрустировать в стены храма, притвор решили украсить медальонами с изображениями избранных святых его рода, а для южного фасада скульптору Сергею Тимофеевичу Коненкову (1874-1971) был заказан крупный рельеф «Распятие». При строительстве удалось добиться органичного сочетания итальянской скульптуры с доминирующими рельефами в древнерусской стилистике, исполненными Александром Терентьевичем Матвеевым (1878-1960) и московскими резчиками по камню. Дверные полотна западного притвора создавались по образу древнерусских Златых врат, вероятно, Рождественского собора в Суздале или Успенского монастыря в Александрове, выполненных в технике огневого золочения. Проект к ним, выполненный Щусевым, можно увидеть среди экспонатов выставки «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ».
Иконостас храма-музея задуман Щусевым специально под образа из коллекции заказчика, а часть из них разместилась в киотах-витринах, занявших всю нижнюю часть подкупольного пространства. Интерьер расписан художником Александром Ивановичем Савиновым (1881-1942) полностью, в ярких нарядных красках, с активными красным и желтым цветами на синем фоне. Спроектированное Щусевым церковное шитье колористически поддерживало росписи. В продолжение музейной тематики предметы литургического назначения для храма изготавливались не только по эскизам Щусева, но и отчасти представляли собой повторения произведений ювелирного искусства XV века. Поскольку Щусеву покровительствовала великая княгиня Елизавета Федровна, у архитектора была возможность делать зарисовки и снимать копии даже с предметов, хранящихся в Успенском соборе Кремля. Натурные зарисовки с исторических оригиналов для последующего исполнения гальванокопий делал помощник архитектора Никифор Яковлевич Тамонькин (1881–1951). Торжественное освящение храма в честь Всемилостивейшего Спаса с крестным ходом состоялось в июле 1913 года. О чем свидетельствует памятная надпись на северном фасаде:
«В лето от создания мира 7419 от Рождества же Господа нашего Иисуса Христа 1911 месяца июня в 29 день в царствование Императора Николая II Александровича в имении Натальевка в присутствии владельцев имения действительного статского советника Павла Ивановича Харитоненко с супругой Верой Андреевной и сына Ивана Павловича, дочерей их Елены Павловны Олив с супругом Михаилом Сергеевичем и Натальи Павловны светлейшей княгини Горчаковой с супругом Михаилом Константиновичем, внучек Ирины и Веры графинь Стенбок заложен храм во имя Всемилостивейшего Спас в знак милости Божьей явленной роду Харитоненко. Строитель храма академик Алексей Щусев, помощник архитектор Рухлядев. Освящен храм сей лета 1913 месяца июня в 7 день».
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. #пфкиучастник