Найти в Дзене

Усадьба Натальевка с храмом-музеем

В научной библиотеке нашего музея хранится №32 журнала «Столица и усадьба» за 1915 год. В нем автор под псевдонимом К-ъ рассказывает о своих впечатлениях от посещения усадьбы Натальевка Харьковской губернии Богодуховского уезда им. И.П.Харитоненко.

«В северной лесистой и вообще более живописной части Харьковской губернии в Богодуховском её уезде у опушки соснового леса, на откосе белого песчаного холма, в начале 80-х годов прошлого века возникла новая усадьба, основанная Харитоненко. Названа она была «Натальевкой» в честь младшей дочери Павла Ивановича – Наталии Павловны, ныне светлейшей кн. Горчаковой», - так начинает свой рассказ автор. (Тексты цитат даются в современной транскрипции для удобства чтения).

Натальевка была не только образцовой усадьбой – с газонами, цветниками, аллеями, фонтанами и парками для неспешных прогулок, но и прекрасно устроенным хозяйством – с великолепной «фазанерией», «козлятником для разведения диких коз и оленей и своего рода зверинцем в лесу, с дикими кабанами, волком и парой медведей, а одно время даже появилась общая любимица, молодая львица». Из Швейцарии, Дании и Голландии выписывались премированные производители, строились птичники, коровники, манежи и конюшни. В 1912 году усадьбу посетила группа германских агрономов, которые откровенно заявляли, что не ожидали увидеть в России подобно поставленных хозяйств.

Усадьба была центром светской и культурной жизни региона. «Радушные и по-русски хлебосольные хозяева способствовали тому, что Натальевку узнали и полюбили далеко за пределами губернии». И этому способствовало не только умение хозяев организовать развлечения для гостей - с охотой, рыбной ловлей, экскурсиями на лошадях и автомобилях, скачками.

Основатель усадьбы - Павел Иванович Харитоненко (1853-1914) вместе с женой Верой Андреевной (1859-1923) собрали уникальную коллекцию иконописи и старинной богослужебной утвари, одну из лучших в России. Часть икон собрания Харитоненко была выставлена на Выставке иконописи и художественной старины при съезде художников в Петербурге в 1911-1912 гг., и в Москве в дни празднования 300-летия дома Романовых. Для представления и хранения своей коллекции супруги решили построить храм-музей. В 1910 году Харитоненко, впечатленные Покровской церковью Марфо-Мариинской обители, обратились с заказом к Щусеву. Одним из условий заказчиков было создание в храме условий для сохранения предметов коллекции, как бы сейчас сказали современные музейщики – климат-контроля. Что Щусев выполнил. На одной из старых фотографий внутренних помещений храма можно увидеть термометр, позволяющий следить за перепадами температуры воздуха.

Роспись северной стороны храма Всемилостивейшего Спаса в Натальевке, исполненная А. И. Савиновым. Фотография А. В. Щусева, 1914-1915 гг. Личный архив наследников А. В. Щусева
Роспись северной стороны храма Всемилостивейшего Спаса в Натальевке, исполненная А. И. Савиновым. Фотография А. В. Щусева, 1914-1915 гг. Личный архив наследников А. В. Щусева

Для Натальевки Алексей Викторович спроектировал один из самых выразительных храмов неорусского стиля, запоминающийся в первую очередь своей большой, несколько гипертрофированной луковичной главой, в чем угадывается влияние модерна. Столь сложную форму ее изгиба удалось воплотить благодаря применению современных на тот момент металлических конструкций. Решение основного объема вдохновлено, вероятно, древним новгородско-псковским зодчеством, а в характере каменных рельефов, украшающих стены, угадывается отсылки к владимиро-суздальскому. П.И. Харитоненко приобрел в это время в Италии ряд небольших средневековых рельефов, которые запланировали инкрустировать в стены храма, притвор решили украсить медальонами с изображениями избранных святых его рода, а для южного фасада скульптору Сергею Тимофеевичу Коненкову (1874-1971) был заказан крупный рельеф «Распятие». При строительстве удалось добиться органичного сочетания итальянской скульптуры с доминирующими рельефами в древнерусской стилистике, исполненными Александром Терентьевичем Матвеевым (1878-1960) и московскими резчиками по камню. Дверные полотна западного притвора создавались по образу древнерусских Златых врат, вероятно, Рождественского собора в Суздале или Успенского монастыря в Александрове, выполненных в технике огневого золочения. Проект к ним, выполненный Щусевым, можно увидеть среди экспонатов выставки «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ».

Иконостас храма-музея задуман Щусевым специально под образа из коллекции заказчика, а часть из них разместилась в киотах-витринах, занявших всю нижнюю часть подкупольного пространства. Интерьер расписан художником Александром Ивановичем Савиновым (1881-1942) полностью, в ярких нарядных красках, с активными красным и желтым цветами на синем фоне. Спроектированное Щусевым церковное шитье колористически поддерживало росписи. В продолжение музейной тематики предметы литургического назначения для храма изготавливались не только по эскизам Щусева, но и отчасти представляли собой повторения произведений ювелирного искусства XV века. Поскольку Щусеву покровительствовала великая княгиня Елизавета Федровна, у архитектора была возможность делать зарисовки и снимать копии даже с предметов, хранящихся в Успенском соборе Кремля. Натурные зарисовки с исторических оригиналов для последующего исполнения гальванокопий делал помощник архитектора Никифор Яковлевич Тамонькин (1881–1951). Торжественное освящение храма в честь Всемилостивейшего Спаса с крестным ходом состоялось в июле 1913 года. О чем свидетельствует памятная надпись на северном фасаде:

«В лето от создания мира 7419 от Рождества же Господа нашего Иисуса Христа 1911 месяца июня в 29 день в царствование Императора Николая II Александровича в имении Натальевка в присутствии владельцев имения действительного статского советника Павла Ивановича Харитоненко с супругой Верой Андреевной и сына Ивана Павловича, дочерей их Елены Павловны Олив с супругом Михаилом Сергеевичем и Натальи Павловны светлейшей княгини Горчаковой с супругом Михаилом Константиновичем, внучек Ирины и Веры графинь Стенбок заложен храм во имя Всемилостивейшего Спас в знак милости Божьей явленной роду Харитоненко. Строитель храма академик Алексей Щусев, помощник архитектор Рухлядев. Освящен храм сей лета 1913 месяца июня в 7 день».

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. #пфкиучастник