Найти тему
Аргументы и факты – aif.ru

Око за око. При утере резервов на Западе РФ может изъять активы иностранцев

   Око за око.
Око за око.

Западные страны методично стремятся подвести юридическую основу к конфискации российских активов. По мнению экспертов, у нашей страны есть возможность ответить на подобные действия, одним из вариантов является компенсация потерь за счет иностранных активов, расположенных на территории России.

Москва неоднократно заявляла, что считает возможную конфискацию замороженных на Западе активов незаконной и противоречащей всем международным нормам. Если же наши авуары все же отнимут, то «это будет, разумеется, оспариваться, причем оспариваться бессрочно. Это повлечет очень серьезные судебные и юридические издержки для тех, кто такие решения примет», — заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, добавив, что Россия будет вырабатывать ответные меры, которые наилучшим образом отвечают интересам нашей страны.

Государственная тайна

В нашем арсенале есть инструменты, позволяющие дать адекватный ответ на возможную конфискацию наших активов, считает замдекана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев, но предвосхищать конкретные меры пока рано. «Россия огромная страна с огромными же возможностями, мы можем отреагировать на возможную конфискацию, — уверен эксперт. — Но любые наработки по ответным мерам сейчас не будут раскрываться, это было бы преждевременно».

Схожей позиции придерживается и доктор юридических наук, управляющий партнёр адвокатского бюро «Чаадаев и Партнёры» Сергей Чаадаев. «Если у наших властей и есть какие-то заготовки, то опубличивать это сейчас никто не будет», — говорит эксперт.

Возможны варианты

На экспертном уровне предположить возможные ответные меры России можно уже сейчас. «Мы можем, конечно, пойти и на зеркальные меры, конфисковав активы иностранцев в нашей стране, — допускает Андрей Суздальцев. — Это возможно, хотя и сопряжено с некоторыми издержками для нас. Правда, на Западе намереваются забрать у нас "живые" деньги, а у иностранных инвесторов на территории нашей страны находятся в основном предприятия и производственные мощности». Кроме того, в США и Европе обсуждается конфискация активов у России как у государства, в то время как ответив симметрично, «мы накажем частных инвесторов, — отмечает Андрей Суздальцев. — Что может сыграть негативную роль в наших отношениях с, например, китайскими или арабскими инвесторами».

В тоже время судебные разбирательства малоперспективны, «потому что сейчас меняется вся система международных отношений. И даже если мы добьемся какого-то решения в свою пользу, то западные страны выполнять его, скорее всего, не будут. Но какой-то эффект от длительных разбирательств все же возможен, юридические меры не нужно сбрасывать со счетов», — говорит специалист.

Учитывая неправовой характер возможной конфискации наших активов, эффективные и действенные ответные меры выработать очень трудно. «Это очень непростой вопрос, — не сомневается Сергей Чаадаев. — Скорее всего, здесь придется вмешаться нашим депутатам и принять законодательную базу, позволяющую применять схожие меры по отношению к находящимся у нас активам иностранцев».

Мы еще только думаем над ответными мерами, а Запад уже вынужден подсчитывать убытки. «Самим фактом обсуждения конфискации российских активов существенно подорвано доверие в мире к западной финансовой системе, — поясняет Андрей Суздальцев. — Теперь все понимают, что их средства в европейских или американских банках могут быть заморожены, и стремятся минимизировать риски. Например, поэтому обсуждается труднореализуемая, но перспективная идея единой валюты стран БРИКС».

По оценке Минфина РФ, после начала российской СВО на Украине западные страны заморозили резервы Банка России на сумму 300 млрд долл., после чего начали блокировать активы российских частных инвесторов. При этом ЕС и США опасались конфисковывать замороженные средства, боясь негативных последствий неправовых решений для собственных экономик.

В феврале 2023 года власти США конфисковали у российского предпринимателя Константина Малофеева 5,4 млн долл. и передали их Украине.

Комитет по иностранным делам палаты представителей конгресса США 8 ноября одобрил законопроект о передаче конфискованных российских активов Украине.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин 8 ноября назвал возможную конфискацию российских активов странами G7 «преступлением».

Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ