Найти тему
Health Russia

НИЯМЫ: ИЗУЧЕНИЕ ВТОРОГО АСПЕКТА ЙОГИ

Оглавление

Йога, которую мы практикуем сегодня, проистекает из 8 разделов или ветвей йоги Патанджали.

Если мы будем думать о нашей практике йоги как о дереве, Ямы и Ниямы можно считать первыми двумя ветвями, от которых начинает разветвляться наша практика.

8 ступеней йоги - это Яма (самоограничение, отношения с внешним миром), Нияма (личная практика), Асана (позы), Пранаяма (контроль дыхания), Пратьяхара (отстранение чувств), Дхарана (однонаправленная концентрация), Дхьяна (медитация) и Самадхи (просветление).

Эти две ветви можно рассматривать как "можно" и "нельзя" в йоге. Ниямы - это "до", или ежедневные практики, а ямы - "не", или самоограничения.

В этой статье мы подробно рассмотрим ниямы и то, как они служат нам на нашем пути йоги. Темы, которые мы рассмотрим, будут следующими:

  • Что такое Ниямы?
  • Работа в обратном направлении, чтобы двигаться вперед
  • Разница между Ямами и Ниямами
  • Объяснение 5 ниям
  • Как использовать Ниямы во время практики йоги и в повседневной жизни

Что такое Ниямы?

В рамках нашего древа йоги каждая из 8 ветвей обладает своими собственными полномочиями и ответственностью. Их цель - процветать самостоятельно и работать вместе с другими ветвями, чтобы вырастить и поддерживать здоровое и пышное дерево йоги.

Ветви в Нияме служат дорожной картой для самопознания и заботы о себе. Они указывают на то, как мы относимся к своим мыслям, привычкам и убеждениям.

5 Ниям - это практики самоочищения или правила поведения, позволяющие жить одухотворенно и в гармонии со своим внутренним и внешним миром.

Работа в обратном направлении, чтобы двигаться вперед

Студенты, изучающие йогу, обычно начинают свое путешествие по йоге с третьей ступени йоги, асан (поз), открывая для себя Яму и Нияму позже по пути.

Честно говоря, я не узнала о Ямах или Ниямах до тех пор, пока не прошла свой первый тренинг для преподавателей йоги с 6-летним опытом практики за плечами.

Но когда я открыла их для себя, я поняла, что мое фундаментальное понимание йоги уже никогда не будет прежним.

Эта работа в обратном направлении на самом деле сделана специально, потому что именно благодаря целенаправленной практике йоги с телом и дыханием мы раскрываем внутреннюю работу нашего ума и начинаем наше путешествие обратно к Себе (духу или душе).

Разница между Ямами и Ниямами

Ямы и ниямы управляют страстями и эмоциями йога и поддерживают их в гармонии.

Ниямы - это то, что мы должны делать в отношениях с самими собой, а ямы говорят нам, чего нам следует избегать в отношениях с обществом. И то, и другое может быть применимо и наоборот к самому себе или обществу, но в данном контексте это является главным отличием.

5 Ниям

  • Шауча: Чистота
  • Сантоша: Удовлетворенность
  • Тапас: Самодисциплина
  • Свадхьяя: Самообучение
  • Ишварапранидхана: Вера в Божественное творение 

Давайте рассмотрим каждую нияму и посмотрим, как каждая из них открывает нам врата во внутреннюю работу нашего ума, сердца и души.

Шауча (чистота)

Эта нияма посвящена связи с тем, что мы потребляем внутри и снаружи, и с тем, как мы проявляем себя сами и в мире.

Шауча в действии может заключаться в поддержании чистоты и опрятного пространства для того, чтобы энергия текла свободно и беспрепятственно.

Вы можете почувствовать, как эта Нияма тянет вас за собой, когда захотите приступить к приготовлению ужина, но в раковине все еще стоит посуда со вчерашнего вечера, и вы чувствуете необходимость вымыть ее и освежить всю кухню, прежде чем приступить к приготовлению нового блюда.

В этом суть Шаучи. Потребность в чистоте, непорочности и порядке.

Именно Нияма похлопывает нас по плечу, когда наши мысли направлены на причинение вреда себе, так что у нас есть выбор избавиться от отвлекающих факторов и создать внутреннюю среду, оптимальную для нашего роста.

Еще один способ, которым, как я заметила, это проявляется, - это моя работа или стремление к повышению качества жизни. Если я пишу урок йоги, который кажется мне необычным, я замечаю, что именно эта приверженность Шауче заставляет меня работать над его совершенствованием.

Если одна из ваших ценностей заключается в том, чтобы предлагать продукт или услугу настолько чистые, насколько это возможно, уважайте эту часть себя, преклоняясь перед ней и называя ее своим именем - Шауча. В конце концов, что такое любовь без чистоты?

Что чувствует Шауча, когда я воплощаю ее? Практикуя эту нияму, мы можем создать красоту и ясность в нашей жизни, сводя к минимуму отвлекающие факторы и беспорядок в нашем внутреннем и внешнем мире, чтобы мы могли уделять свою энергию и внимание тому, что действительно важно.

Шауча - это не стремление к совершенству, это осознание того, что вы вводите в свой организм, чем окружаете себя, и вопрос к себе, служит ли это вам на пользу или загрязняет вас.

Сантоша (удовлетворенность)

Сантоша - это практика удовлетворенности и счастья от того, что есть. Это противоположность сравнению, также известному как вор радости.

Когда мы смотрим на чью-то жизнь в социальных сетях и видим их яркие моменты, мы можем почувствовать, что нам чего-то не хватает, или стать недовольными нашей реальностью. Мне нравится думать об этом так: удовлетворенность соединяет, а недовольство разъединяет.

Стремление к следующей цели с мыслью, что мы, наконец, будем счастливы, когда добьемся чего-то важного, - вот что удерживает нас в хомячьем колесе достижений. Вместо того, чтобы ценить то, что у нас есть, а не то, чего у нас нет.

Сантоша - это не самоуспокоение и не стопор, потому что иметь цели и мечты - это здорово и важно. Сантоша - это практика благодарности за то, что у нас есть.

Когда мы сравниваем себя с путями других, мы теряем свою свободу.

Практикуйте эту нияму, останавливаясь, чтобы заметить, как далеко вы продвинулись, что вы преодолели, чтобы оказаться на данном этапе времени, и кормите свое сердце благодарностью.

Вы можете поднести одну руку к сердцу, а другую - к животу, сделать 3 глубоких вдоха и позволить себе произнести вслух одну вещь, за которую вы благодарны.

Что чувствует Сантоша, когда я воплощаю ее? Это может быть похоже на то, как если бы мы сбросили тяжелый камень, который несли на своих плечах, с надписью большими буквами “все, чем мы не являемся”. Заменив его кристаллом, который помещается в нашей руке и на котором написано: “Тебя достаточно”.

Подобно горящей свече, если мы сосредотачиваемся на сгоревшем воске, мы упускаем прекрасный свет, ярко горящий прямо перед нами.

Тапас (самодисциплина)

Тап на санскрите означает “гореть”, и это именно то, о чем мы можем думать, когда думаем о тапасе. Сжигая загрязнения, которые могут возникнуть во время нашего путешествия по Нияме.

Мы бросаем все в огонь, чтобы оно преобразилось.

Спросите себя, что нуждается в последовательности и заботе? Что для меня важно, кроме того, чего я, возможно, избегаю, потому что это кажется трудным?

Иногда мы можем отправиться в путешествие и обнаружить, что начинаем с чистого листа, но теряем самообладание, когда узнаем, сколько работы и усилий потребует новая привычка или навык.

Использование Тапаса может помочь нам зажечь искру, необходимую для того, чтобы довести наше начинание до конца. По правде говоря, эта искра горит всегда, все, что требуется, - это добавить немного дров.

Тапас укрепляет наши мышцы постоянства.

В Аюрведе к нашему Тапасу могут потребоваться разные подходы в зависимости от нашего доминирующего типа доши.

Питта доша: Тапас силен, и его, возможно, нужно сбалансировать хобби или медитацией.

Вата-доша: Тапас в вате нерегулярен и, возможно, нуждается в заземлении с помощью регулярности и ритуалов.

Капха доша: Тапас может находиться в состоянии покоя и, возможно, нуждается в активирующих практиках, которые генерируют тепло в теле.

Эта нияма направлена на умственную, эмоциональную и физическую силу. Заставьте себя делать неудобные вещи, которые вы не хотите делать. Тренировка, которую нам следует выполнять даже в течение 10 минут, когда мы чувствуем себя вялыми и немотивированными.

Здоровая пища, которую мы должны готовить и которая, как мы знаем, лучше нас питает, а не фаст-фуд, от которого мы устали, но который кажется удобным.

Это также не означает, что вам нельзя уставать и лечить себя, потому что иногда это важно для ухода за собой, а умеренность - ключ к успеху.

Но речь также идет о способности нести ответственность за свои действия. Тапас усилит наше сопротивление и избавит от привычек к самосаботажу.

На что похож тапас, когда я его воплощаю? Это похоже на посвящение. Это выбор воплощать истину вместо удобства.

Сообщество - это удивительный инструмент, который поможет вам привлечь внимание к тапасу. Несмотря на то, что речь идет о самодисциплине и привлечении себя к ответственности, не обрекайте себя на бездействие.

Окружите себя одним надежным другом или присоединяйтесь к группе, которая поможет вам разжечь огонь и подтолкнет вас к тому, чтобы быть вашей лучшей версией, а также приведет вас к ответственности.

Свадхьяя (самостоятельное изучение)

Познай самого себя.

«Истинное знание начинается с самопознания»

Сократ

Часто в йоге мы начинаем открывать для себя разные вещи во время медитации, в позе йоги или во время чтения священных йогических текстов.

Мы начинаем замечать свои мысли, привычки и то, как мы проявляемся в мире.

В этом поиске мы могли бы найти разгадку того, что, как нам казалось, мы знали о себе, и осознать, что, в конце концов, мы, возможно, знаем о себе не так уж много.

В этом суть Свадхьяи, потому что именно через осознание того, кто вы есть, вы осознаете, кем вы не являетесь на самом деле.

Иногда это может привести к тому, что нам захочется больше узнать о себе, чтобы достичь полного понимания того, кто мы есть, и важно помнить, что самообучению нет конца. Это происходит потому, что наше истинное "Я" ничем не ограничено.

Если мы будем слишком усердно стремиться к самопознанию, то можем угодить в кроличью нору бесконечного самосовершенствования и ощущения, что мы постоянно нуждаемся в исправлении самих себя. Это не является целью Свадхьяи.

На самом деле, это может привести к духовному материализму, когда мы чувствуем, что должны приобретать все больше и больше духовных знаний, чтобы быть целостными. Это может привести только к стеснению и чувству нехватки.

С другой стороны, вместо того, чтобы гнаться за бесконечными дорогами к конечному знанию, мы можем смириться с тем фактом, что мы целостны и что истинное "Я" всегда доступно нам в любое время.

Все, что нам нужно сделать, это сдаться и продолжить путь самообучения, чтобы превратить вредные привычки в полезные.

На что похожа Свадьяя, когда я воплощаю ее? Это похоже на ежедневную практику ведения дневника и наблюдения за своими привычками, желаниями и реакциями. Это похоже на любознательность и свободу продолжать развиваться. Это похоже на расширяющееся осознание.

Ишварапранидхана: Признание божественного начала

Конечная остановка в нашем путешествии по Нияме - Ишварапранидхана (признание и созерцание божественного).

Вся эта нияма посвящена отдаче. Подчиняясь тому, что есть, и тому, что находится вне вашего контроля.

Мы можем сделать это, приняв позу ребенка в конце дня и произнеся молитву или сделав 3 глубоких вдоха, соединяясь со своим внутренним миром.

Важно, чтобы вы хотя бы раз в день делали шаг назад, чтобы отложить то, что вы несете, и посмотреть на картину в целом.

По большому счету, мы - просто микрокосмос или макро, независимо от того, верите вы в высшую силу или нет.

Сам по себе этот факт является освобождающим и поводом для радости.

Почитайте дух или источник, который пребывает внутри нас самих или через внешнее проявление, такое как Бог, Господь или почитаемый гуру.

Эта нияма не направлена на то, чтобы навязывать догму или религию. Речь идет о том, чтобы позволить этой капитуляции послужить перезагрузкой для всего, что может показаться очень тяжелым или что может выйти из-под нашего контроля.

Признайте, что жизнь никогда не обещает определенности, на самом деле она нам ничего не обещает. От нас зависит распознать священный танец, который мы исполняем с жизнью.

На что похожа Ишварапранидхана, когда я воплощаю ее? Такое чувство, что каждый день нужно проводить несколько минут в тишине, чтобы прислушаться к себе. Это все равно что закрыть глаза и обратиться к центру своего мозга, возвращая себя в настоящее.

Как использовать ниямы во время практики йоги и в повседневной жизни

Ямы и Ниямы - это воплощение того, что наша практика йоги действительно начинается, когда мы встаем с коврика.

Если мы используем визуальный образ ношения нашего коврика для йоги в наших сердцах, то мы можем представить наши Ямы как расстилающих наш коврик для практики рядом с нашим соседом, а Ниямы - как коврик, на котором мы практикуем, чтобы обнять себя во время практики.

Независимо от того, где вы находитесь в своем путешествии по Яме и Нияме, верьте, что вы находитесь именно там, где вам нужно быть, и откройте себя для получения их учений.

©Ксения Студеникина

www.ayusha-school.ru и www.health-russia.ru

Записаться на индивидуальную консультацию: healthrussia@mail.ru либо через форму на сайте, указанном выше.

Данная статья является объектом интеллектуальных (авторских) прав в силу ст. 1255 Гражданского кодекса РФ и не может использоваться третьими лицами без указания ссылки на автора и источник заимствования.

Группа ВКонтакте Индийского Университета Йоги и Аюрведы 

Группа ВКонтакте по медицине и здоровью 

Все новости и статьи канала там, для вашего удобства!

Важно! Материалы, опубликованные на моем сайте и связанных с ним страницах в социальных сетях, носят исключительно информационный и образовательный характер. Они созданы с особой тщательностью, но не заменяют медицинскую консультацию, диагностику или терапию. Если вы сомневаетесь, всегда проконсультируйтесь со специалистом!