Высокая степень религиозности еврейского народа проявляется буквальном во всем: в заветах, которые они соблюдают, в праздниках, которые празднуют, в обычаях, которые чтут и уважают, и даже в бытовых вопросах, когда обычные, казалось бы, предметы и вещи наделяются сакральным смыслом. Так, к примеру, практически в каждой иудейской семье есть традиция, проходя мимо входной двери, касаться ее рукой, а затем целовать кончики пальцев этой руки.
Для непосвященного человека выглядит этот ежедневный ритуал крайне странно, но лишь до тех пор, пока не становится понятна его суть. Прикасаются евреи не к самой двери, а к мезузе - крошечному прямоугольному свитку из кожи кошерного животного, в котором содержится написанный на иврите отрывок из Торы.
Мезуза является символом еврейского дома, поэтому ее частенько размещают не только на входных, но и на межкомнатных дверях, а также на воротах, ведущих во двор с улицы.
Как я уже поминал выше, мезуза содержит в себе два написанных на иврите фрагмента Торы (Дварим 6:4-9 и 11:13-21) - первые два абзаца Шма (отрывки из Торы о единственности Бога, любви к Нему, верности Его 613 заповедям), которые в обязательном порядке должны быть написаны от руки и только квалифицированным софером - писцом на пергаменте.
Пергамент для мезузы, как вы понимаете, тоже особенный – он изготовлен из внутреннего слоя кожи животного и обработанный до удивительной гладкости. Для производства пергамента для мезузы, как правило, используется только кожа кошерного животного, а вот кожа кошерной птицы для этого не подходит, поскольку в ней слишком много отверстий от перьев.
При беглом осмотре входной двери любого иудейского дома, можно и не заметить мезузу или же просто не обратить на нее внимание, а все потому, что свиток со священными отрывками из Торы, надежно спрятан в специальный футляр, защищающий пергамент от влаги, солнечных лучей и другого воздействия. Наличие этого футляра необходимо, поскольку если сакральные тексты потускнеют, выцветут или сотрутся, то мезуза потеряет свои силу и станет, по сути, бесполезной. Каких-то особых требований к тому, как должен выглядеть защитный футляр, у евреев не существует, однако они всегда стараются сделать его сдержанно красивым.
К слову, необходимость заключать пергамент в специальный футляр, стала причиной путаницы по поводу того, что такое на самом деле мезуза. Некоторые придерживаются мнения, что только пергамент вместе с футляром может считаться настоящей мезузой, другие же и вовсе верят, что защитный футляр и есть мезуза – уж слишком красиво он выглядит! Поэтому зачастую покупают и развешивают на входных дверях пустые футляры, что, конечно же, неверно. На самом же деле, еврейская мезуза – это свиток пергамента с отрывками из Торы, а футляр выполняет исключительно защитную функцию, и не более того.
История появления мезузы, как и практически любого предмета, относящегося к религиозной атрибутике, связана с определенной легендой. Так первое историческое свидетельство существования мезузы было найдено в Талмуде, в рассказе о знаменитом Онкелосе, сыне римского императора Калонимоса.
Согласно текстам из Талмуда, император, узнав о том, что его сын, Онкелос, ведет еврейскую жизнь и просвещает по этому поводу других людей, приказал своим солдатам схватить его и привести во дворец. Солдаты пришли к Онкелосу, и тот рассказал им некие стихи из Торы, которые произвели на солдат такое сильное впечатление, что они тут же приняли решение пройти гиюр (обращение неевреев в иудаизм). Узнав об этом, император отправил за сыном еще одну группу солдат, но с ними произошло то же самое.
Третьей же группе солдат император Калонимос запретил в принципе разговаривать с Онкелосом и уж тем более слушать его проповеди. Когда же солдаты появились на пороге с твердой решимостью схватить его, даже не выслушав, Онкелос первый обратился к солдатам и спросил разрешения поведать им «что-то очень банальное». Собственно, после того как Онкелос замолчал, и третья группа солдат приняла решение перейти в иудаизм.
Но была и четвертая попытка доставить Онкелоса во дворец, которая, к слову, практически увенчалась успехом. Уже выводя сына римского императора из дома, солдаты на мгновение замешкались, а Онкелос в этом самое время коснулся рукой висящей на двери мезузы. Затем он спросил солдат: «Знаете ли они, для чего я это сделал?» Удивленные солдаты ответили: «Это ты нам расскажи».
И Онкелос рассказал: «По всему миру принято, что царь сидит во внутреннем дворе дворца, а стража защищает его, стоя снаружи. Однако в ситуации со Всевышним, Царем мира, все наоборот - Его слуги находятся в своих домах, а Он защищает их извне, как сказано в стихе (Теилим 121:8): «Бог будет охранять выход твой и вход твой отныне и вовек». Солдаты настолько впечатлились сказанным, то тоже решили принять гиюр. Ну а император, осознав бессмысленность своей затеи, больше за сыном не посылал…
Отдавать дань уважения и почтения Всевышнему – вещь вполне привычная, но зачем же, в таком случае, целовать дверь или кончики пальцев, после прикосновения к мезузе?
Все дело в том, что крошечный свиток пергамента, содержащий в себе сакральные тексты из Торы и размещенный на двери, освещает еврейское жилище, наполняет его особой святостью. Мезуза превращает дом праведного иудея в своеобразный храм, находящийся под постоянной защитой Творца, и защита эта распространяется на всех, кто живет под крышей этого дома, даже во время их отсутствия.
Мезуза на каждой двери является постоянным напоминанием о том, что все дела этого дома и все, что происходит в его стенах, является служением Богу. Однако она же и символизирует взаимную преданность Бога еврейскому народу, поскольку в ней записано краткое содержание договора между ними.
Поэтому, перемещаясь по дому или квартире, и замечая на дверях мезузу, евреи невольно напоминают себе об обязанностях по этому договору, а поцелуем выказывают свою любовь и уважение Всевышнему.
Но если правильно сделанная мезуза способна защитить жилище еврея и всей его семьи, то может ли испорченная мезуза, скажем, потускневшая или затертая, навредить? В данном случае работает тот же принцип, что и с защитной каской. Если человек пренебрежет правилами безопасности, не наденет каску и получит травму головы, то будет неверным сказать, что все это произошло из-за того, что он не надел каску. Однако верно и то, что, если каска целая, и человек ее надел, весьма велика вероятность того, что она спасет ему жизнь.
Проще говоря, поврежденная мезуза не станет причиной несчастий и бед, но своих защитных свойств лишиться и не сможет больше оберегать человеческое жилище. Именно поэтому евреи время от времени отдают свои мезузы на проверку квалифицированному переписчику текстов Торы - соферу, поскольку слегка испорченные мезузы могут быть заново прописаны свежими чернилами. А вот если повреждения более серьезные, мезузу чаще всего заменяют на новую.
Вообще согласно Торе, проверять мезузу следует дважды за семь лет, но, конечно же, можно чаще – особенно, если в семье произошли изменения: к примеру, забеременела жена, случился переезд и так далее.
Ну а помимо традиционного целования пальцев после прикосновения к мезузе, многие современные еврейские семьи практикуют традицию предлагать своим детям целовать мезузу каждую ночь перед сном. Это объясняется тем, что все услышанное и увиденное человеком в детстве, повлияет на него в будущем, и что для детей целование мезузы укоренит в их сердцах признание того, что Бог есть, он един для всех, и всегда наблюдает за ними и за всем, что происходит в их комнатах.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, короткие видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!