Обновлено в 16:01
Производство автомобильных шин в России резко выросло. За третий квартал текущего года выпущено 10 млн штук, подсчитал оператор системы маркировки «Честный знак». Это на 17% больше, чем за аналогичный период прошлого года. На рост в основном повлиял эффект низкой базы.
Большинство шинных заводов перестроились: западные игроки либо покинули российский рынок, либо их активы перешли под новые юрисдикции. В частности, завод Nokian Tyres отошел «Татнефти» и работает под брендом Ikon Tyres, Continental — группе «С8 Промышленные активы». Та же группа ранее приобрела российский Cordiant. Говорит вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко:
— Спрос рождает предложение. Они нормально закрывают внутреннее производство шин по массбрендам. Импорт идет под низкопрофильные 5-7%, нестандарт — низкопрофильную или, наоборот, очень высокопрофильную резину. Китай в этом году вывел на российский рынок 16 новых брендов. Все заводы, которые были, переименовали название резины, исправили несколько букв и выпускают ровно то же самое, что и выпускали раньше. Проблем с резиной, что ее не хватает, абсолютно нет.
— Нужно наращивать еще производство или достаточно именно российских шин?
— Наращивать, наверное, придется, сейчас пошло увеличение продаж автомобилей по сравнению с прошлым годом, поэтому наращивание производства будет. Но я думаю, оно будет не очень большое — в размере 7-12%. Это на весенний период, к переходу на летнюю резину.
Растут объемы импорта шин, в основном из Китая и Южной Кореи. За девять месяцев в страну ввезено почти 23 млн шин. Вместе с тем Россия остается традиционно крупнейшим экспортером шипованной резины, говорит главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «В России в 2022 году было выпущено 43 млн шин. Это все вместе: и тогда, когда еще все заводы работали, и потом, когда пошла легкая неразбериха, кто-то остановился, кто-то продолжал работать и так далее. Но потенциальная мощность производств еще выше. По моим прикидкам, это примерно 48 млн шин в год, это довольно много. В принципе, если эти заводы все будут работать на полную катушку, то вообще не будет вопросов по большинству шин, я говорю о наиболее ходовых шинах. Если мы говорим про легковые автомобили, хотя я подразумеваю и грузовики, автобусы тоже, дефицита шин диаметром от 13 до 18 дюймов и даже 19 не будет. У нас сейчас есть заводы, которые могут работать активнее, выдавать больше продукции, но пока нет такого спроса. Чем мы не обеспечены: нет в достаточном количестве шин RunFlat, хотя мы их тоже выпускаем, нет очень больших размеров, частично есть, максимум, который мы выпускаем, это 21 дюйм. Но если говорить о специфических типах размеров, то есть ширина профиля, высота профиля шины, конкретный рисунок, зимний, летний и так далее, то здесь, конечно, беда, потому что в основном все эти шины ввозились по импорту. Импорт растет, но преимущественно со стороны Юго-Восточной Азии, это, понятное дело, Китай. Именно Россия производила, пожалуй, наибольшее количество зимних шипованных шин, которые мы экспортировали активно в Финляндию, Швецию, Норвегию, Северную Америку. Мы были и, наверное, остаемся крупнейшим производителем зимних шипованных шин».
По данным сервиса «Авито», в этом сезоне смены резины пятерка лидеров продаж в сегменте новых шин состоит из четырех марок российского производства и одной из Китая. Это Nokian, Pirelli, Yokohama, Michelin и китайская Triangle.