Найти тему

Создание экспозиции: шаг за шагом

Москва, Россия
Ольга Соколова
Старший научный сотрудник Государственного исторического музея (2012)

В античном мире музеем (от греч. muséion – дом Музы) называли место, посвященное музам – науке, поэзии и искусству. Со временем слово приобрело новое содержание, обозначая собрание древностей или редкостей. В современном мире музеи занимаются собиранием, изучением, хранением и популяризацией памятников истории и культуры, предметов, аккумулирующих эстетические ценности, гуманитарные и естественно-научные знания.

По своей принадлежности к определенной области знания, искусства или отрасли производства музеи можно разделить на исторические, естественнонаучные, художественные, литературные и технические. Широко распространены комплексные музеи, совмещающие признаки нескольких профилей – историко-литературные, архитектурно-художественные и другие. К ним относятся краеведческие, ансамблевые и средовые музеи, музеи-заповедники и экомузеи. Самой многочисленной и постоянно растущей группой в нашей стране стали краеведческие музеи. Их собрания отражают особенности природного развития, истории, хозяйственной жизни, культуры и быта народов определенной территории или населенного пункта (республики, края, области, района, города, села) и включают все виды музейных коллекций. Особую группу составляют мемориальные музеи, посвященные историческим событиям, политическим и военным деятелям, ученым, писателям, художникам.

Значительную часть в музейной сети современной России составляют общественные музеи, воплотившие в регионах страны культурный потенциал определенного местного сообщества. Сочетая в своих коллекциях как уникальные памятники прошлого, так и предметы быта, фотографии, документы, рассказывающие о судьбах простых людей, они все более приобретают значение подлинных очагов культуры и представляют собой характерное общественное явление современности.

Организация музея дело непростое. В его основе лежит научная концепция как целостное понимание целей и задач будущего музея, аудитории, на которую будет ориентирована его деятельность, и перспективных направлений развития на конкретный период времени. В концепции определяются возможности комплектования коллекции (фондов) и основные принципы ее предъявления миру – экспозиции музея.

Латинское слово expositio означает «выставление на показ, изложение». Создание экспозиции – одно из основных направлений деятельности музея, который все более осознается школой визуально пространственного восприятия предметов, где осваивается их язык, постигается их скрытое культурное значение.

Современная практика музейной экспозиции чрезвычайно богата и многообразна. Она включает в себя большое число подходов и принципов в организации экспозиционных решений. В традиционной экспозиции музейный предмет получает право представлять историю и выступает как самоценный объект исследования и музейной коммуникации. Например, традиционными методами решаются многие коллекционные экспозиции, которые ставят задачу показать коллекцию того или иного профиля, отражают в большей или меньшей степени изменения предметов во времени, творчество того или иного мастера в его развитии. В современном музее экспозиция становится более динамичной, экспонат включается в концептуально выстроенное действие, определяется его место и роль в сюжете музейной среды, где памятники истории обретают сложные смысловые и сюжетные взаимосвязи. Искусство экспозиции все более выделяется в самоценный жанр творчества, объединивший усилия научных сотрудников музея, экспозиционера, художника, а иногда и сценариста.

Проектирование экспозиции начинается с теоретического обоснования – концепции, определяющей цели и методы их достижения. Концепция включает анализ степени научной разработанности темы и характеристику экспозиционных материалов, предлагает стержневые проблемы и структуру будущей экспозиции, определяет будущего посетителя. В общем виде в ней намечается тематическая структура, последовательность экспозиционных тем, маршрут, основные экспонаты и тематические комплексы. На концептуальном уровне происходит осмысление формы экспозиции, продумывается взаимосвязь всех ее составных частей, объединенных главной идеей. В результате формируются требования к архитектурно-художественному решению, оборудованию, мультимедийной и информационной поддержке будущей экспозиции.

В музейной практике на ином уровне, чем в науке, воспроизводятся пространственные, временные и содержательные связи событий, фактов и явлений. Экспозиция всегда наполнена содержанием музейного памятника, повествующего о биографии, событии или эпохе, несущего эстетические ценности. Эта специфика музея важна для отбора и формулировки экспозиционных тем. Их выбор определяется способностью представить ту или иную тему музейными памятниками.

Совокупность взаимосвязанных и соподчиненных тем экспозиции составляют ее тематическую структуру. В соответствии с ней, внутри каждой темы музейные памятники объединяются в группы – экспозиционные комплексы, каждый из которых размещается на определенной, ограниченной площади и представляет собою тематическое и зрительное единство. Для раскрытия содержания темы исторической экспозиции в один комплекс сводят разные типы предметов – графические и живописные изображения и портреты, фотографии, предметы мебели и быта, орудия труда и личные вещи человека, – объединённых заранее выявленными разнообразными связями, «помогающими» предметам выразить заключенную в них информацию. Эти связи могут быть как сложными, перекрестными, так и самыми элементарными, например, матрица печати и ее восковой оттиск, или литейная форма и отлитый из нее предмет.

В отборе музейных предметов для экспонирования учитывают все данные, полученные при их изучении: информативность, выразительность, способность привлекать внимание, вызывать ассоциации и ощущение сопричастности к определенным событиям и явлениям. Подлинные вещественные памятники, содержащие память о минувшей действительности, привлекают наибольшее внимание посетителя музея. Для экспозиции отбираются в первую очередь предметы с наблюдаемыми внешними признаками – автографом, клеймом, датой, надписью, выраженным стилем оформления и следами совершившихся событий (пробитый ударом шлем, простреленная шинель).

При необходимости используют экспозиционные приемы, повышающие привлекательность экспоната и позволяющие изучить его детали: зеркальный фон для двусторонних предметов – памятников ювелирного искусства, увеличительное стекло для монет и печатей, индивидуальная подставка для уникальных памятников.

Особое место в экспозиции занимают предметы мемориального значения, оказывающие эмоциональное воздействие в наибольшей степени, и требующие специальных приемов показа: самостоятельного пространства, индивидуального обрамления, светового сценария.

Приемы, расставляющие акценты в единой предметно-пространственной системе экспозиции:

• выделение в зале экспозиционного центра и основных экспонатов, несущих максимальную смысловую и образную нагрузку;

• создание свободного пространства вокруг наиболее важных экспонатов, акцентируя на них внимания;

• организация экспозиции «в окне» – расположение экспонатов в витрине-нише, позволяющей через проем «заглянуть» в иное пространство и время;

• расположение плоскостных экспонатов, требующих близкого рассмотрения (документов, графических изображений, карт) в экспозиционном поясе – 90–190 см от уровня пола;

• для усиления впечатления о масштабе события «массированный» показ однотипных материалов на небольшой площади.

Для достижения посетителем обобщенного видения экспозиции и понимания значимости музейного предмета создают письменные или фоновые тексты. Чтобы помочь посетителю сориентироваться среди многочисленных экспозиционных комплексов и определить маршрут осмотра, в экспозицию помещают названия залов, разделов и тем. Для достижения посетителем обобщенного видения экспозиции и понимания значимости музейного предмета создают письменные или фоновые тексты ко всей экспозиции. Интересные для посетителя сведения дают в объяснительных текстах к залу или теме. Идейную направленность и содержание экспозиции подчеркивают цитатами. В четких и лаконичных подписях к экспонатам – этикетках – называют предмет, его датировку и, в зависимости от типа источника, указывают автора, мастера, место, материал и технику изготовления. Далее, исходя из содержания экспозиционного комплекса, в этикетке дают дополнительные сведения, указывающие на историю создания или бытования предмета, его связь с исторической личностью или событием.

Каждый элемент экспозиции, группа экспонатов и тематический комплекс подчинены единому замыслу, воплощенному в архитектурно-художественном проекте. Художник интерпретирует идеи и ценностные ориентиры концепции языком художественных образов. Соотношение экспонатов, архитектуры зала и предметно-пространственной стилистики оформляется в экспозиционную среду и несет посетителю значительный информационный потенциал.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

  1. Разработка концепции (цели и задачи, актуальность темы, характеристика аудитории, анализ музейных памятников и на его основе формирование экспозиционных тем, определение зрительного и смыслового центра, экспозиционные приемы, информационная поддержка).
  2. Отбор экспонатов, формирование экспозиционных комплексов, создание тематического плана экспозиции (перечень тем и комплексов, наполненных экспонатами).
  3. Формирование требований к архитектурно-художественному решению экспозиции, работа с художником, распределение тем и комплексов в архитектурном пространстве.
  4. Создание информационной поддержки экспозиции – текстов, буклетов, мультимедийных презентаций, детских программ и др.
  5. Написание этикетажа.

BiZ-Bote № 1/2012