Корни паркура уходят в 1902 г., когда в результате извержения вулкана на карибском острове Мартиника погибло 28 тыс. человек, а город Сен-Пьер превратился в руины. Лейтенант французского флота Жорж Геберт, координировавший эвакуацию людей, был поражен тем, как быстро и изящно коренные жители преодолевали завалы вокруг себя. Это привело его к разработке техники, которая впоследствии была адаптирована для тренировок французского спецназа, а когда бывший солдат Раймонд Белль решил поделиться этими приемами со своим сыном Давидом и его друзьями, родился паркур.
В течение нескольких лет это было нишевое занятие, но сейчас паркур можно увидеть повсюду, в том числе и в Голливуде. В таких фильмах, как "Казино Рояль" и "Капитан Америка: Зимний солдат", а в экранизации игры Assassin's Creed (известной своей увлекательной системой паркура) Майкл Фассбендер прыгал и скакал по древней Андалусии как профессионал. Паркур стал ярким моментом в каждом из этих фильмов, но если вам недостаточно одной сцены, то вы пришли по адресу.
За годы существования паркура вышло немало боевиков, но большинство из них остались незамеченными. От забытых фильмов с участием звезд Marvel и "Сумерек" до безумных, насыщенных трюками зарубежных картин, которые стоит посмотреть, - вот лучшие паркур-боевики, которые вы еще не видели.
1. Ямакаси
Основоположник паркура француз Давид Белль собрал группу единомышленников, обладающих способностями, и обучил их "натуральному методу" - технике Джорджа Геберта. Белль рассматривал натуральный метод просто как способ тренировки, но некоторые из его друзей придерживались других взглядов. В то время как Белль считал, что паркур должен быть направлен на быстрое и эффективное преодоление препятствий, его товарищи полагали, что он должен быть более ярким. Это привело к развитию фри-раннинга - ответвления паркура, включающего в себя сальто и причудливые трюки. Разногласия привели к тому, что Белль отделился от группы, которая стала известна как "Ямакаси" - конголезское (то есть из демократической республики Конго) слово, означающее "сильный в своей личности".
В 1998 г. "Ямакаси" получили большой успех, поразив воображение Люка Бессона, увидевшего их высотные трюки в телевизионном репортаже. Французский режиссер привлек их к фильму "Такси-2" в роли ниндзя, а затем решил написать полноценный сценарий на основе этой команды. Фильм "Ямакаси", вышедший на экраны в 2001 году, стал первым настоящим фильмом о паркуре, а его захватывающие боевые эпизоды не теряют своей актуальности и сегодня.
В фильме рассказывается о том, как трэйсеры (паркуристы) пытаются собрать деньги для больного мальчика, которому нужно новое сердце. У девятилетнего Джамеля остановилось сердце после падения с дерева, и когда Ямакаси узнают, что сомнительный хирург пытается обокрасть мать мальчика, они начинают ходить по домам членов совета директоров больницы, надеясь собрать достаточно денег, чтобы спасти ребенка.
2. Трэйсеры - это путешествие по Нью-Йорку на высоте
Тейлор Лотнер был известен в Голливуде, когда в 2013 г. начались съемки его паркур-боевика "Трейсеры", снятого в Нью-Йорке. В фильме бывшая звезда "Сумерек" играет Кэма, велокурьера, погрязшего в долгах перед все более нетерпеливыми бандитами. Он живет в арендованном гараже и изо всех сил пытается удержаться на плаву, когда случайная встреча с красавицей Никки (Мари Авгеропулос) отправляет его в мир преступности и свободного бега. Никки входит в группу, которая использует паркур для ограблений по всему городу, и Кэму придется быстро учиться, если он хочет присоединиться к ней.
Очевидно, что для этой роли звезда должна была быть в отличной форме. "Думаю, будет справедливо сказать, что я сделал все", - сказал Лотнер в интервью, когда его спросили сам ли он выполнял трюки. "На самом деле это было очень удивительно для меня. Я много тренировался в Лос-Анджелесе с лучшими специалистами по паркуру, но там были довольно безумные трюки, и я думаю, что они просто позволили мне сделать все". Физические данные Лотнера и его самоотдача позволили создать впечатляющие боевые эпизоды, но фильм не нашел своего зрителя (он вышел только в 2015 году, когда "сумеречная" мания угасла). Однако некоторые критики смогли оценить фильм по достоинству. "Фильм демонстрирует любовь не только к трюкам, но и к динамичным поверхностям города", - говорится в рецензии The New York Times.
3. Беги - это проект, посвященный паркуру
Звезда "Хроник Нарнии" Уильям Мозли играет главную роль в фильме "Беги", снятом в 2013 г. и рассказывающем о подростке, увлекающемся паркуром, которого старик уговаривает стать грабителем. Мелкий жулик Майк (актер Адриан Пасдар) и его сын Дэниел ( актер Уильям Мозли) путешествуют из города в город, грабя ювелирные магазины и ломбарды.
Они избегают возвращаться в Нью-Йорк из-за дяди-босса мафии Дэниела (актер Эрик Робертс), который винит Майка в смерти своей сестры во время родов, но когда начинается действие фильма, у них уже не остается мест, куда можно было бы поехать. Но когда они добираются до места, Дэниел быстро сближается с паркурщиками, которые заставляют его усомниться в верности отцу.
Фильм "Беги" - это труд любви для сценариста и режиссера Симоне Бартесаги, который решил бросить свою руководящую должность и начать работу над фильмом о паркуре, увлекшись этим видом спорта. Сценарий вызвал определенный ажиотаж (Бартезаги получил приз за лучший сценарий на Миланском международном кинофестивале), так почему же никто не слышал об этом фильме?
Нью-Йорк в очередной раз доказывает, что это идеальное место для паркур-боевиков, но причина, по которой вы не слышали об этом фильме, заключается в том, что он провалился в других областях. По мнению критиков, финал типичен для фильмов категории B (Фильм категории B — малобюджетная коммерческая кинокартина, которая при этом не является ни артхаусом, ни порнофильмом) хотя, любители паркура все равно захотят посмотреть "Беги", поскольку так мало фильмов, посвященных этому виду спорта, попали на серебряный экран.
4. "13 район" - покорил критиков своими безумными боевыми сценами
К моменту написания Люком Бессоном одноименного фильма Давид Белль расстался с "Ямакаси", но Бессон продолжит сотрудничество с пионером паркура в одном из последующих проектов. Бессон выступил соавтором и продюсером фильма "13-й район" (2004 г.), французского боевика, действие которого разворачивается в Париже, охваченном преступностью. Название района стало настолько плохим, что парижские власти отгородили его от остальной части города, оставив бедных жителей на произвол судьбы. Когда в трущобы проносят правительственную бомбу, Давид Белль в роли Лейто объединяется с полицейским под прикрытием Капитана Дамьена (актер Сирил Раффаэлли), чтобы найти ее до того, как она взорвется, и в процессе раскрывает зловещий заговор правящего класса.
Фильм, снятый Пьером Морелем (впоследствии режиссером фильма с Лиамом Нисоном "Заложница"), был хорошо принят во Франции и США. Многие признали, что сюжет фильма не был новаторским, но потрясающие боевые эпизоды с лихвой компенсировали это. В своей восторженной рецензии The New York Times лирически отозвалась об атлетизме и артистизме, продемонстрированном в фильме: "Паркур - это не обычный для кино хаос, а великолепно поставленная хореографическая гимнастика, возвышает "13 Район" над такими фильмами как: "Миссиями невыполнима". Подавляющее большинство критиков согласны с тем, что "13 район" стоит того, чтобы потратить на него свое время: на известном сайте Rotten Tomatoes у этого захватывающего фильма впечатляющий рейтинг 80%.
5. 13 район: Ультиматум - выводит историю на новый уровень
В продолжении фильма "13-й район", вышедшего в 2009 г., звезды гравитационного жанра Давид Белль и Сирил Раффаэлли вновь отправились в захватывающее путешествие по антиутопическому Парижу. В фильме "13-й Район: Ультиматум" наши герои продолжают попытки разрушить стены, окружающие трущобы, и навсегда избавиться от наркоторговцев. Однако в результате массовых беспорядков в районе погибают двое полицейских, но вскоре Лейто и Дэмиен обнаруживают, что это подстроено - полицейские были убиты коррумпированными агентами правительства, которые планируют взорвать пять башенных домов в центре района и заменить их роскошными квартирами.
В целом это не слишком похоже на первый фильм, но действие в нем развито гораздо активнее. Если в первом фильме основное внимание уделялось паркуру, то в этом сценарист Люк Бессон хотел максимально использовать навыки Сириля Раффаэлли в боевых искусствах. За 106 минут фильма оба бойца совершают множество физически впечатляющих подвигов, и это - совершенство боевика. Фильм состоит из предсказуемой (но от этого не менее впечатляющей) серии боевых сцен с паркурными погонями по городу, множеством рукопашных схваток и множеством дико татуированных, злобных гангстеров. Жестокие бои, особенно когда мы видим, как Дэмиен вступает в рукопашную схватку со своими врагами. Как и его предшественник, фильм "13 район: Ультиматум" имеет сертификат свежести на сайте Rotten Tomatoes с рейтингом 74%.
6. "13-й район: Кирпичные особняки"- достойный ремейк с Полом Уокером в главной роли
В фильме "13 район: Кирпичные особняки" 2014 года, американском ремейке французского хита "13 район", Париж заменен на Детройт. К работе над фильмом вновь был привлечен Люк Бессон, а также Давид Белль, основатель паркура и звезда фильмов "13 район". Сирил Раффаэлли был заменен на Пола Уокера, что стало его предпоследним появлением в кино (актер скончался в результате несчастного случая во время съемок фильма "Форсаж 7" в 2015 году), и Белль одобрил этот шаг. Когда один из поклонников пожаловался на это изменение в Twitter, Белль защитила свое решение. "Лично мне очень нравится работа, которую проделал Пол Уокер", - сказал он. "Фильм станет для меня новым опытом, и я с нетерпением жду возможности поработать с ним".
Как это обычно бывает с голливудскими ремейками зарубежных фильмов, "13 район: Кирпичные особняки" не дотягивает до оригинала. Здесь нет такого захватывающего дух паркура, как в "13 районе" (Бель немного постарел), а Пол Уокер не сравнится с Раффаэлли в плане боевых качеств, но между двумя главными героями существует несомненная химия. "Когда мы впервые встретились, мы как бы присматривались друг к другу и прикидывали, - рассказал Белль в интервью. Но с первого же кадра "скорлупа" лопнула, и мы поняли, что на самом деле очень понимаем друг друга". О фильме "Кирпичные особняки" быстро забыли, хотя поклонники Уокера и/или Белля определенно получат от него удовольствие.
7. "Турнир на выживание" (2009) - демонстрирует мастерство паркура Себастьена Фукана
Когда Джеймс Бонд в исполнении Дэниела Крейга преследует ловкого террориста по крышам Мадагаскара в фильме "Казино Рояль", это не обычный каскадер, которого он преследует. Бомбардировщика Моллаку играет Себастьен Фукан, старый друг Давида Белля и один из самых первых практиков паркура. Когда Белль и Фукан зашли в тупик относительно будущего своего увлечения, последний переехал через Английский канал в Великобританию и стал называть это занятие "фри-раннинг". Именно на севере Англии француз получил возможность продемонстрировать свое видение фри-раннинга, снявшись в боевике "Турнир на выживание", поставленном в Мидлсборо.
По замыслу режиссера Скотта Манна, общество богатых людей раз в семь лет собирает лучших киллеров мира для большой перестрелки. Убийцы съезжаются в один город, и тот, кто останется последним, получит 10 млн. долларов. В фильме снимаются Винг Реймс, Роберт Карлайл и Лиам Каннингем, но когда дело доходит до экшена, впечатляет именно Фукан. Плавные движения бегуна отлично сочетаются с бешеным темпом фильма, часто отвлекая зрителя от досадных недостатков повествования. Прыжок Себастьяна Фукана на движущийся автобус - это просто нечто, и хотя я не претендую на то, что понимаю мотивацию некоторых его более странных паркур-движений, я должен признать, что мне было интересно наблюдать за ними. В свою очередь, многие критики называют "Турнир на выживание" "недооцененной жемчужиной".
8. К-20: Легенда о маске - забавный японский боевик
"K-20: Легенда о маске" - японский боевик, в котором в равной степени присутствуют и супергеройский флик, и детективная история в стиле нуар. Действие незабываемого фильма Симако Сато разворачивается в конце 1940-х годов в городе Тэйто - столице Японии в этой полувымышленной вселенной. Второй мировой войны не было, а японская аристократия вышла из-под контроля. 90% богатства принадлежит богачам, но их регулярно преследует таинственный персонаж типа Робин Гуда. Впрочем, титулованный К-20 - или, как его еще называют, "Чудовище с двадцатью лицами" - вовсе не хороший парень. Чтобы скрыться от властей, проказник подставляет циркового акробата Хейкити Эндо (звезда "Дома летающих кинжалов" Такеши Канеширо) и сажает его в тюрьму. Решив доказать свою невиновность и привлечь к ответственности настоящего К-20, Эндо сбегает, принимает его облик и начинает охоту за ним.
В этом фильме есть много интересного, начиная с эстетики и заканчивая исполнением главной роли. Однако мы здесь говорим о паркур-боевиках, и хотя "К-20: Легенда о маске" не обязательно основан на трюках и прыжках с парашютом, здесь есть действительно запоминающийся паркур, особенно в финальной битве. В конце фильма Эндо встречается лицом к лицу с человеком, который подставил его на вершине небоскреба, и последовавшая за этим схватка приведет в восторг даже самых придирчивых поклонников боевиков. Критики назвали финал потрясающим и выигрышным сочетанием двух паркурщиков и впечатляющих визуальных эффектов.
9. "Фриранер" - делает очень многое при своем крошечном бюджете
Фильм "Фриранер" был снят с гораздо меньшим бюджетом, чем большинство других обсуждаемых нами фильмов, и это, безусловно, заметно. Тем не менее, нельзя отрицать, что паркур в фильме показан великолепно. В фильме Лоуренса Сильверштейна Райан (актер Шон Фэрис) мчится по Кливленду с пристегнутым к шее взрывным ошейником.
Он - один из восьми фриранеров, отобранных для участия в конкурсе, победитель которого получит 1 млн. долларов, а проигравшие погибнут. Как только один из участников пересекает финишную черту, остальные ошейники детонируют. За происходящим издалека наблюдают теневые дельцы, делающие ставки на результат. Нелепо? Может быть. Стоит ли смотреть? Если вы любите изобретательный паркур и сумасшедшие трюки, то безусловно.
Фильм "Фрираннер" отвечает всем требованиям, предъявляемым к подобным фильмам, не разочаровывает, а за свободным бегом приятно наблюдать. Критики, окрестили фильм "Форсажем без машин". Дэвид Белль не участвовал в работе над фильмом, но Сильверстайн мог положиться на Райана Дойла. Британец (в 2007 г. он стал первым международным чемпионом по фрираннингу) снялся в фильме и отвечал за хореографию, но, к сожалению, часть его работы была испорчена в процессе постпродакшна. Часто используется разделение экрана, а гиперредактирование редко дает кадры длиннее двух секунд, из за этого, умопомрачительные трюки команды паркурщиков были местами урезаны. Тем не менее, фильм стоит посмотреть только для того, чтобы увидеть фрагменты потрясающих физических движений, которые выполняют фриранеры.
10. Фильм "Коломбиана" доказал, что Зои Салдана может быть звездой боевиков
Зои Салдана получила известность в 2009 г. благодаря ролям в фильмах "Звездный путь" и "Аватар", однако продолжение ее карьеры, наполненное паркуром, не произвело должного впечатления. Фильм "Коломбиана", написанный и спродюсированный Люком Бессоном, в 2011 г. не получил положительных отзывов. Некоторые колумбийцы жаловались, что в фильме они представлены в негативном свете, однако у фильма всегда были сторонники, и в последние годы появились слухи о возможном продолжении. Но если фильм оказался неудачным, почему люди хотят его продолжения? Ведь в умелых руках новая "Коломбиана" может стать чем-то особенным.
Большинство критиков в своих отзывах о "Коломбиане" сделали акцент на слабой режиссуре, свалив вину на эффектного режиссера Оливье Мегатона одна из его работ фильм ("Перевозчик 3") и в значительной степени освободив от ответственности всегда самоотверженную Салдану.
Звезда упорно тренировалась, готовясь к съемкам жестокого боевика в Боготе, в котором она играет одетую в нижнее белье профессиональную убийцу, жаждущую мести безжалостному наркобарону, убившему ее семью. "Господи, как же это было трудно, - сказала Салдана о своих тренировках во время пресс-конференции, посвященной фильму, - но в конце концов это было весело".
Бессон привлек к работе друга и частого соавтора Давида Белля, и мастер паркура передал свои отработанные приемы актерам, даже детям. "Для меня это было большой честью", - сказала Амандла Стенберг, сыгравшая юную версию Каталеи Салданы.
11. "Онг-Бак: Тайский воин" - классика паркура
Фильм "Онг-Бак: Тайский воин" эффектно представил Тони Джаа широкому миру. Сочетая в себе интенсивность Брюса Ли и акробатику Джеки Чана, Джаа просто завораживает в роли Тинга, скромного специалиста по муай-тай из сельской деревни в Таиланде. Когда бандиты из Бангкока обезглавливают ценную статую Будды в деревне и увозят голову в столицу, Тинг решает последовать за ними. Узнав, что голова Будды попала в руки мафии, он бросается в преступный мир Бангкока, уничтожая бандитов своими приемами муай-тай в поисках недостающей части статуи. Боевые сцены отличаются жестокостью и безупречной хореографией, но наблюдать за тем, как Джаа убегает от драки, не менее увлекательно.
В одной из сцен фильма "Онг-Бак: Тайский воин" Тинг переходит в режим свободного бегства, когда его преследуют по узким переулкам центра Бангкока более десятка разъяренных приспешников.
Шестиминутный эпизод переходит от впечатляющих к запредельным показателям, когда Тинг перепрыгивает через движущиеся машины, делает сальто вперед через узкое стекло и пушечным ядром пролетает через кольцо колючей проволоки, через которое не имеет права пролезть человек его роста.
Когда преследователи загнали его в угол, Джаа превращает их живые ступеньки, прежде чем перемахнуть через стену и сбежать. Критикам фильм очень понравился, и если вы любитель боевиков, то вам тоже понравится.
Ну что же. Лично я пока писал эту статью захотел заняться паркуром и начал судорожно ходить по комнате. Потому что, понял насколько я ленивая задница по сравнению с тем, что творят эти парни. Ну по крайней мере желания ходить в спорт зал появилось гораздо больше...
Ставь Лайк, если захотел посмотреть все эти фильмы. Непременно Подписывайся на канал. Пока все.