Найти в Дзене
Стиль жизни

Иван Тургенев: “ барин, чревоугодник, дамский угодник, трус, замечательный писатель”

В жизни и творчестве Тургенева обед, или более расширенно – еда, занимает одно из центральных мест. Тургенев любил и умел хорошо поесть.

Достаточно напомнить, что его ссора с Толстым, чуть было не закончившаяся дуэлью двух классиков, происходила за завтраком у Фета. Герои Тургенева философствуют и ведут нескончаемые беседы опять-таки большей частью за столом.

-2

Меню знаменитых обедов в 1880 году в честь открытия в Москве памятника Пушкину, представляли собой прямо-таки шедевр кулинарного искусства: балыки осетровые, разварная стерлядь, черепаший суп, перепела, земляника, спаржа, мороженое, изысканные вина и шампанское.

Ну и, наконец, канонизация Тургенева в качестве классика европейской литературы происходила в Париже на знаменитых обедах "пяти освистанных" писателей, которые обычно происходили в ресторане у "Адольфа и Пелле".

-3

В число "пяти освистанных" входили: Альфонс Доде, Эмиль Золя, Ги де Мопассан, один из двух братьев Гонкуров. У всех из вышеперечисленных писателей в прошлом был театральный провал. Тургенев примыкал к ним из солидарности и кокетства.

Обеды начинались в 7 вечера. Каждый выкладывал за него по 40 франков, что было по тем временам жуткой дороговизной.

Итак, обратимся, глотнув голодную слюну, к меню. Увы, оно не отличалось особым изыском. Хотя вся пятёрка старалась щегольнуть друг перед другом познаниями в гастрономии.

-4

Доде предпочитал – буйабес (провансальскую уху из нескольких сортов морской рыбы), Флобер – утку по-руански, Гонкур же и вовсе не шёл дальше имбирного варенья. И только Иван Сергеевич понимал толк в еде. Ведь он был настоящим русскими барином, а стало быть, знатоком хорошей русской кухни.

-5

Наш классик по обыкновению заказывал себе суп с потрохами, жареных цыплят и икру. Вина, в отличие от своих французских собратьев по перу, Тургенев в те годы пил мало. А потому обычно брали шампанское.

-6

Ну, а о чём может идти речь за вкусным обедом? В первую очередь, о еде. Тургенев спорил с Флобером о том, можно ли употреблять жареного цыплёнка с горчицей или нет. Вся пикантность ситуации заключалась в том, что французская горчица была сладковатой и слабой, а наша, русская, могла убить неискушенного француза наповал.

-7

А когда дань обжорству была отдана сполна, говорили и о превратностях любви. И тут более молодые и искушённые в плотских утехах французы отыгрывались у Тургенева за поражение в гастрономической области. А он, будучи большим знатоком кухни, свою любовь к еде никак не желал и не мог переносить и на любовь. Для него это была тема священная.

Золя утверждал, что любовь к женщине, по своей природе, мало чем отличается от любви к родителям, и лишь обострена жаждой обладания любимого человека. Тургенев естественно с ним не соглашался. И говорил о том, что любовь – чувство таинственное. Синонимический ряд у любви: Бог, Данте, Беатриче.

-8

Перу писателя принадлежал особый тип "тургеневской девушки". Настолько надо сказать яркий и образный, что когда он вернулся в 80-х годах в Россию, то "тургеневские девушки" буквально осаждали гостиницу, где он поселился, требуя автографов и внимания создателя к своему созданию...

На самом деле трудно определить, какому из пороков, чревоугодию или любви, Тургенев был подвержен более всего?

Тип “тургеневской девушки” впервые появляется в стихах: зефирное существо, виновница разбитых вдребезги сердец:

Выходит девушка на низкое крыльцо —

И на зарю глядит... и круглое лицо

    Зарделось алой, яркой краской…

 

-9

Ну чье, скажите, сердце устоит, как тут не влюбиться по самые уши, если вы, конечно, не завзятый мизантроп или холерик?

Надо ли говорить, что завязка любовного треугольника в романе Тургенева «Отцы и дети» происходит опять-таки в деревне, в Марьино, «или, по крестьянскому наименованью, Бобыльем хуторе».

Завзятый циник и нигилист Базаров влюбляется, как школьник. Вы думаете, почему? Да потому что - деваться ему некуда. У него нет выхода. Он окружен такой роскошью и декорациями русской усадьбы, тишиной и тлетворным ничегонеделаньем, что просто обречен.

-10

Здесь же, в деревне, только, наверное, по соседству, развивается сюжет комедии Тургенева «Месяц в деревне».

Действие происходит в имении богатого помещика Аркадия Сергеевича Ислаева. Но тут треугольник разрастается уже до размеров четырехугольника: жена помещика Наталья Петровна влюбляется в студента Алексея Николаевича Беляева, учителя их сына. Друг семьи Михаил Александрович Ракитин давно сохнет по Наталье Петровне. И, наконец, воспитанница Натальи Петровны, Верочка, тоже втюхивается в учителя Коли. Таким образом, бесхозным остается только Коля!

“Отцы и дети”, эта книга могла бы стать для Тургенева посмертной, если бы он вовремя не одумался и не отозвал свой вызов на дуэль Толстому.

Письмо Толстого Тургенева ставит точку в этом столкновении двух титанов русской литературы:

Милостивый государь, Вы называете в письме своем мой поступок бесчестным, кроме того, Вы лично сказали мне, что Вы «дадите мне в рожу», а я прошу у Вас извинения, признаю себя виноватым и от вызова отказываюсь.

-11

Тургенев струсил? Возможно. Не менее не героически он вел себя на пароходе “Николай I” в 1838 году, бегая по палубе во время пожара, расталкивая женщин локтями:

Он метался по палубе, хватал за руки матросов, умолял спасти его, предлагал крупные суммы, которыми владеет его маменька – пожилая богатая вдова...

-12

И все-таки, это барин, чревоугодник, дамский угодник, трус - замечательный писатель.

Его “Отцы и дети” - неподражаемый образец социальной мелодрамы.

Роман Тургенева «Отцы и дети» выходит в свет в конце февраля во втором номере «Русского вестника» за 1862 год.

Как и ожидалось, сразу по его публикации, вокруг романа завязалось ожесточенная журнальная полемика. Тургенев вынужден отражать удары и с «левого» фланга, где окопались революционные демократы, и с «правого», либерального.

Критик «Современника» Антонович пишет о том, что «Отцы и дети» представляют собой клевету на молодое поколение и панегирик «отцам» и что роман Тургенева очень слаб в художественном отношении.

Реакция славянофилов на журнальную полемику вокруг романа отличалась своеобразным нейтралитетом: «Нигилизм, - писал в редакционном резюме один из самых ярких авторов газеты «День» Иван Аксаков, - есть естественный плод того отрицательного отношения к жизни, в которое стала русская мысль и русское искусство с первого шага своей деятельности после Петра». 

По поводу одной из самых колоритных личностей романа, Базарова, Тургенев вынужден даже был оправдываться перед посчитавшими себя обиженными студентами в Гейдельберге и Герценом:

«Штука была бы неважная представить его – идеалом; а сделать его волком и все-таки оправдать его – это было трудно…». 

Спустя год после публикации иронический итог битве в журналах подвел Достоевский, которого трудно заподозрить в симпатии к Тургеневу:

-13

С каким спокойным самодовольствием мы отхлестали, например, Тургенева за то, что он осмелился не успокоится с нами и не удовлетвориться нашими величавыми личностями и отказался принять их за свой идеал, а искал чего-то получше, чем мы… даже отхлестали мы его и за Кукшину, за эту прогрессивную вошь, которую вычесал Тургенев из русской действительности нам на показ, да еще прибавили, что он идет против эмансипации женщины.

Советская критика прошлась по роману бетономешалкой, попытавшись пристегнуть его к одному из освободительных этапов революционного движения:

Полное и беспощадное отрицание оказывается оправданным как единственная в современных условиях серьезная попытка действительно изменить мир, покончив с противоречиями, которые не могут разрешить ни усилия общественных партий, ни влияние идеалов гуманистической культуры.

Разговор о Тургеневе неисчерпаем. И неутолим.

-14

Тургенева надо знать, читать, и любить таким, каков он есть!

 

Кошелёк юмани для поддержки канала:

https://yoomoney.ru/to/41001364992514