Найти тему

Неустаканившаяся теория организации творческого труда

Иногда люди сталкиваются с тем, что для того, чтобы труд стал эффективнее, его нужно соответствующим образом организовывать. Не просто бросать подчинённому или себе какое-нибудь задание в уверенности, что всё стихийным образом само собой устроится и подчинится выказанной воле, а очень-очень долго и кропотливо вникать в обустройство труда. А потом ещё и тратиться на изменение обустройства.

Качественная организация труда предполагает учёт столь большого количества разнообразных факторов, что даже специалист, посвятивший проблематике организации труда всю жизнь, вряд ли будет одинаково успешно разбираться во всех этих факторах. Вот для наглядности примерный перечень элементов организации труда на предприятии:

- разделение и кооперация труда;

- организация и обслуживание рабочих мест;

- подбор, подготовка и повышение квалификации кадров;

- приёмы и методы труда;

- условия труда;

- нормирование труда;

- материальное и моральное стимулирование труда;

- дисциплина труда.

Таким образом, чтоб организовать труд одного требуются усилия многих.
Когда идёт речь о рутинном труде, усилия многих в конечном итоге удаётся реализовать. Какие-то моменты, правда, получится проработать лишь через несколько лет, какие-то - лишь через десятилетия... Но далеко не всякий труд является рутинным. Особенно творческий. И вот там уже приходится сильно уповать на самоорганизацию.

В жизнеописаниях наиболее ярких представителей творческих профессий обнаруживается та интересная закономерность, что, применяя трудовые приемы, организуя своё рабочее пространство и время, данные творцы целенаправленно и настойчиво уклонялись от принципов, считающихся основополагающими в традиционной научной организации труда. Не соблюдались: принцип оптимизации режимов труда и отдыха, принцип экономии физических и психических затрат, принцип минимизации неблагоприятного воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, принцип рациональной планировки рабочего места и его полного оснащения, принцип поддержания высокой дисциплины труда и др.

В частности, Николай Гоголь известен тем, что сочинял стоя. Александр Пушкин писал свои стихи, лёжа на диване. Сомерсет Моэм первые строчки своих произведений формулировал, лёжа в горячей ванне. Фридрих Шиллер творил, опустив ноги в ледяную ванну. Бетховен, садясь за сочинение музыки, выливал ведро холодной воды себе на голову, а потом подолгу не ел. Жорж Сименон не переодевался в новую одежду, пока не закончит роман. Иоганн Гёте работал только в душных закрытых помещениях без доступа свежего воздуха. Марк Твен во время работы беспрерывно курил. Жан-Поль Сартр ежедневно выкуривал 2 пачки сигарет и выпивал более литра алкоголя. Владимир Набоков написал «Лолиту» ночами на заднем сиденье автомобиля, так как считал, что в этом месте в это время меньше всего отвлекающих факторов. Фёдор Достоевский, имея возможность трудиться размеренно и ритмично, предпочитал доводить свои писательские дела до аврального состояния. И подобных примеров можно набрать великое множество...

Возникает вполне естественный вопрос о степени применимости принципов научной организации труда в отношении творческой деятельности. Жаль, что в серьёзной научной литературе - хэй-хэй-хэй! - даже просто о переложении теории традиционных элементов организации труда на творчество я мало что нашёл (на портале Киберленинка сейчас всего 5 публикаций со словосочетанием «организация творческого труда», из которых 3 просто упоминают словосочетание, не копая вглубь). А тут ещё и проблема соотношения теории с практикой! Опять мне приходится высасывать из пальца всё самому.

Вывод о непродуманности самоорганизации труда в вышеописанных примерах следует признать слишком простым, чтобы быть истинным. Иногда можно предположить как более вероятное даже обратное соотношение - что на обдумывание собственной организации труда знаменитыми творцами было потрачено больше времени и сил, чем уходит на организацию обычного труда. В любом случае, обстоятельства, усложняющие реализацию творческого труда и, по идее, снижающие его эффективность, во многих случаях целенаправленно и сознательно поддерживались. Этому можно дать следующие возможные объяснения:

1. Истоки затруднений могут лежать исключительно во внешней относительно творца среде. Никто из работников не творит в абсолютном информационном вакууме. Даже если в какой-то момент человек избрал уединение, в другие моменты времени он всё равно контактировал с другими людьми, получал сведения об окружающем мире (в том числе впоследствии опровергаемые). Очевидно, что даже очень глубокое обдумывание, основанное на изначально неверных данных, не способно принести положительный эффект. При этом проводить проверку всех исходных данных столь же нереалистично, как составлять отчет о действиях каждой клетки в организме человека.
Приведенное объяснение не может привести к переосмыслению существующих принципов научной организации труда. Например, если учёные в будущем докажут, что работа в душном помещении действительно способствует творчеству, то это никоим образом не разрушит принцип минимизации неблагоприятного воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, а всего лишь приведет к трактовке душного климата как благоприятного фактора.

2. Мозг человека склонен к различного рода искажениям в отражении реальности. То есть, даже при верных исходных данных мозг человека может систематически приходить к неверным выводам. Данные искажения являются неустранимыми, поскольку являются результатом эволюционного развития адаптационных механизмов. Некоторые из искажений способствуют более эффективным действиям или более быстрым решениям, а прочие искажения возникают из-за применения навыков, бывших адаптивными в других условиях.
Приведенное объяснение не только не опровергает, но даже подкрепляет такой принцип научной организации труда как принцип экономии физических и психических затрат. То есть, не занимаясь совершенствованием самоорганизации труда, люди сохраняли энергию для других творческих дел.

3. Создание дискомфорта, сложностей для себя является приёмом вхождения в творческий процесс. В этом случае творчество нужно рассматривать как способ разрешения внутреннего противоречия. Создавая неблагоприятную для себя ситуацию, человек тем самым погружается в психофизиологическое состояние, призванное преодолеть эту ситуацию. Полученное состояние затем распространяется на решение других, уже основных задач. Именно особенности психологического состояния наилучшим образом стимулируют работника к самоорганизации высокопроизводительного труда и творческой активности.
Третье объяснение прямым образом подводит к тому парадоксальному выводу, что важнейшим принципом организации (самоорганизации) творческого труда является нарушение принципов организации труда. Обратите внимание: принципы не опровергаются, а всего лишь не соблюдаются. Потому что практика неумолимо показывает: творчеству способствуют не нарушения, а преодоления нарушений.